Штурман своей судьбы

8 марта 2020
1
Штурман своей судьбы

Сегодня мы расскажем об улице Марины Расковой, расположенной в районе Красной Горки, в исторической части Подольска. Улица названа в честь советской летчицы-штурмана, майора Военно-воздушных сил Красной армии, одной из первых женщин, удостоенной звания Героя Советского Союза Марины Расковой.

Девушка и самолет

МЕДИАЦЕНТР — 8 марта, ПОДОЛЬСК — Марина Раскова родилась 28 марта 1912 года в Москве. Окончила семилетнюю школу и детское отделение консерватории. Затем поступила в музыкальный техникум имени А.Г. и Н.Г. Рубинштейнов.

Музыка манила молодую девушку, однако пойти по этому пути ей было не суждено. В семье стало катастрофически не хватать денег. Когда Марине исполнилось 17 лет, она начала работать лаборанткой на Бутырском химическом заводе.

В 1929 году вышла замуж за инженера Сергея Ивановича Раскова. После рождения дочери в 1932 году Марина устроилась на работу лаборанткой в Военно-воздушную академию РККА имени профессора Н. Е. Жуковского, а через два года успешно окончила институт инженеров гражданского воздушного флота в Ленинграде.

Потом Марина училась в школе летчиков при Центральном аэроклубе, продолжала работу в академии в должности инструктора, а через два года установила мировой рекорд.

Мировой рекорд

Полина Осипенко, Валентина Гризодубова, Марина Раскова

В 1937 году Марина Раскова первой в СССР совершила подвиг, прославивший всю страну. В качестве штурмана самолета АИР-12 она принимала участие в установлении мирового рекорда на самый большой по протяженности полет. Год спустя ее биография пополнилась сразу двумя мировыми рекордами по дальности полета на гидросамолете МП-1.

Но главным в ее жизни становится перелет по маршруту Москва – Дальний Восток, совершенный в составе женского экипажа совместно с Валентиной Гризодубовой и Полиной Осипенко. Это был 1938 год, дальность полета составила 6450 километров без посадок.

Полет складывался трудно. Самолет АНТ-37 «Родина» сразу же оказался в густом слое облаков, и вести его штурману Расковой приходилось исключительно по приборам.

Затем началось обледенение. Чтобы сбить лед с лопастей пропеллера, летчицы до предела увеличили обороты винта. Самолет летел в условиях почти непрекращающейся болтанки. После того как «Родина» прошла Урал, радиосвязь стала обрывочной, а затем пропала вовсе.

У самолета заканчивалось горючее. Когда топлива осталось на полчаса, командир экипажа приняла решение совершить вынужденную посадку в тайге.

Проблема была в том, что такая посадка грозила верной гибелью штурману, стеклянная кабина которого находилась впереди внизу. Поэтому Расковой была отдана команда прыгать с парашютом.

Марина провела в тайге десять дней. Питалась грибами и ягодами. Когда ее наконец отыскали, летчица нашла в себе силы самостоятельно дойти до спасателей. В ходе перелета был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полета.

Москва встречала женский экипаж с восторгом.

Звезда Героя

После этого перелета, проходя лечение в больнице, Марина написала книгу «Записки штурмана». За проявленные мужество и героизм при выполнении перелета в ноябре 1938 года Марине Расковой было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль «Золотая Звезда» № 106.

Это было время, когда отважная летчица была примером для подражания миллионов девушек Советского Союза. Раскова, одна из первых женщин, удостоенных звания Героя Советского Союза, была кумиром эпохи. А «кумиру» было всего-то 26 лет.

«Я хочу быть, как Марина Раскова», – признавались сотни тысяч девушек в заявлениях о приеме в аэроклубы и секции Осоавиахима – Общества содействия обороне, авиационно-химическому строительству СССР.

Командир «Ночных ведьм»

Когда началась Великая Отечественна война, Марина Раскова выступила с предложением создания особых женских боевых частей для защиты Родины.

В конце октября 1941 года, по приказу НКО СССР, в городе Энгельс Саратовской области, Расковой была сформирована авиагруппа, состоящая из трех женских авиаполков: 586-го истребительного (Як-1), 587-го бомбардировочного (Пе-2) и 588-го ночного бомбардировочного (По-2, носившего неофициальное прозвище у немцев «Ночные ведьмы».

Именно этими бесстрашными летчицами и была назначена руководить Марина Михайловна, которой к тому времени присвоили звание майора.

По всей стране Раскова искала воспитанниц летных школ и аэроклубов. Да и среди обычных девушек, не летчиц, находились желающие бить врага в небе. Конечно, пилотами становились не все, но особенностью полков Расковой стал исключительно женский состав: от командира и пилотов до техников и поваров.

Ночной бомбардировочный полк, который немцы боялись, как огня, находился под личным руководством Расковой. Полк уничтожал противника на Кубани и Курской дуге, на Смоленском и Брянском направлениях… Десятки летчиц стали Героями Советского Союза.

Прерванный полет

С января 1942 года Марина Раскова была назначена командиром 588-го бомбардировочного авиаполка.

4 января 1943 года подразделение Расковой возвращалось на фронт после переформирования в тылу. В сложных метеоусловиях самолет Марины Расковой потерпел катастрофу близ Саратова, недалеко от села Михайловка. Ей было всего 30 лет.

Она была похоронена у Кремлевской стены на Красной площади. В 1944 году Марина Раскова посмертно была награждена орденом Отечественной войны I степени.

В 1958 году на Красной Горке в Подольске улица Папанина была переименована в улицу Марины Расковой. А еще именем Расковой, уже в 1980 годы, назвали новый сорт нежных ирисов. Хотя сама Марина Михайловна предпочитала гвоздики.

Газета «Местные вести» № 8 от 6 марта 2020
Ольга Романовская