В редакции МАУ «Медиацентр» прошёл круглый стол «Будущее современной литературы».
Сегодня часто приходиться слышать, что хорошей литературы нет, а писательское мастерство – это лишь набор техник, помогающих человеку, у которого есть предпосылки к творчеству, способности… На самом деле всё не совсем так. О современном литературном процессе и о том, что читать сегодня, рассказывает гость круглого стола – известный подольский писатель, руководитель молодежной студии «Имение» Сергей Грачёв
– Сергей Анатольевич, первый вопрос есть ли у нас в Подольске молодежные литературные объединение?
– Да, это ЛИТО «Имение», работающее на базе библиотеки №8 на улице Доллежаля. В этом объединении я провожу обсуждения первых литературных опытов молодых авторов – школьников и студентов. Мы обсуждаем их тексты по направлениям – проза, поэзия, драматургия, очерк, критика. Но участники ЛИТО пробуют себя и в журналистике. И уже публиковались в газете «Подольский рабочий», в интернет-изданиях, участвовали в различных конкурсах и мероприятиях учреждений культуры и образования Городского округа Подольск. Проводятся встречи с писателями, журналистами, издателями. Все это помогает начинающим авторам раскрыть особенность дарования и определиться с будущей профессией. Новые микрорайоны Большого Подольска обживают люди, приехавшие семьями изо всех уголков России: с Севера, Урала, Сибири, Камчатки, из Луганска – отовсюду. И много талантливой молодежи, которую еще предстоит открыть.
– Какие темы вызывают интерес юных авторов?
– Самые разные. Конечно, начинающие авторы пытаются написать о том, что волнует сердце и трогает душу, о чём они часто думают, переживают. Например, Анна Кумпаненко пробует себя в модном жанре прозаической миниатюры. А по темам: чаще всего молодые увлекаются фантастикой, особенно антиутопиями. Нередко посвящают свои первые произведения теме прощания с детством, с юностью.
– Как начинающему писателю найти свою нишу?
Если говорить о своей нише как о каком-то издательстве или литературно-художественном журнале, в котором ты стал «своим», проверенным тематически и художественно автором, то да, это тоже есть. Подольские писатели Михаил Шаповалов, Сергей Николаев, Геннадий Карпунин были «своими» авторами журнала «Москва», я там тоже печатался – в 2002, 2008 годах. В издательствах завоевать доверие сложнее, потому что в нового, неизвестного никому автора трудно решиться вкладывать большие деньги: издатели боятся понести убытки. Сегодня активно сотрудничает с издательствами писательница Татьяна Трубникова, автор романа о Есенине и Дункан «Танец и Слово». Несмотря на то, что о Есенине написаны сотни книг, все равно поэт для издательства остаётся хорошим брендом.
Найти свою нишу непросто. Начинающему автору нужно творить то, к чему душа лежит – это прежде всего. Главное, необходимо сочинять, читать, путешествовать, наблюдать, исследовать, вести записные книжки. Это большой труд.
– Помогают ли издательства в продвижении молодых авторов?
– Наш подольский издатель Алексей Агафонов дал путевку в литературную жизнь не одному и не двум писателям. Есть издательские проекты или специально предназначенные для начинающих авторов, или частично предоставляющие страницы и разделы «голосам молодых». Как, например, в «Подольском альманахе», или в московских журналах и издательствах, например, «Вече». В издательствах есть интернет-проекты, сетевые конкурсы, победители которых могут быть опубликованы в бумажных изданиях, распространяющиеся как на книжных ярмарках в России, так и за рубежом.
– Как, по-вашему, всегда ли литературная премия – объективное признание таланта?
–Я бы ответил на этот вопрос так: объективным признанием литературного таланта является всё-таки публикации в толстых литературно-художественных журналах и рецензии на эти произведения ведущих литературных критиков. И никуда от этого пока не деться. А премия – это уже апофеоз, или последыш, хоть и желанный.
– Является ли сетевая литература литературой в классическом понимании этого слова? Или она становится ею только после публикации произведения в издательстве?
– Прежде всего, как понимать сам термин – сетевая литература. На мой взгляд, такая литература пока не является главным носителем настоящей художественной литературы в высоком понимании. Большая часть сетевой литературы – опыты начинающих авторов, подражания или пересказы по мотивам прочитанных произведений, перепевы.
Безусловно есть сайты серьезных издательств, журналов, и интернет-конкурсы, в которых можно всё-таки участвовать в надежде, что победишь и издательство начнет издавать твои произведения. Но я бы предпочел вначале опубликовать их в бумажном виде, причём два раза, чтобы обеспечить защиту своих авторских прав, а потом уже кидать текст в электронную вселенную.
Понятно, что в бумажные журналы и издательства пробиться трудно, гонорары там мизерные, а сетевая литература растет в объёмах. Публикуешься в Интернете – и у тебя появляется читательская аудитория. Но что потом происходит с твоими текстами, сказать трудно, и каким боком тебе это потом выйдет – тоже неизвестно.
– Кого из современных авторов, российских и зарубежных, вы уважаете, и чьи книги можете порекомендовать?
– Вообще, я предпочитаю старых классиков: Бунина, Набокова, Мопассана, из эмигрантов недавно читал Гайто Газданова. Из современных зарубежных авторов мне нравится итальянский писатель Дагата, автор романа «Римский медальон». Было время, когда я заинтересовался японцем Мураками. Из современных русских авторов мне импонирует Владимир Николаевич Крупин: повествование в его книгах ведется всегда от первого лица, произведения его близки к очерку, очень убедительны, правдивы, это серьёзная русская православная традиция. Кстати, «Записки охотника» Тургенева – тоже очерки, художественные, поэтичные, но очерки. Есть ещё писатель Владимир Владимирович Личутин – автор исторической трилогии «Раскол»: у него, действительно очень большие по объёму произведения. А в нашем динамичном мире непросто найти время для прочтения этой удивительной прозы.
– Сергей Анатольевич, кроме того, что вы пишете книги для взрослых, вы ещё и потрясающий сказочник. Не раз слышала мнение, что написать детскую книгу – это тяжелей всего. Как вы считаете, это действительно так? И если да, то почему?
– Это очень сложно. Потому что сказка – это разговор взрослого и ребёнка на вроде бы простом, но, одновременно, образном, почти волшебном и даже фольклорном языке. Так я это воспринимаю, нередко стилизуя свои сказки под народное творчество. В любом случае каждое слово должно быть понятно ребёнку дошкольного и младшего школьного возраста. Тщательный подбор слов, работа с лексикой особенная. В детской книге должны быть яркие герои (попробуйте придумать нового героя равного Чебурашке или Буратино!). Должны быть увлекательные события и чудесные превращения, и чёткая мораль. И при этом сказки должны быть добрыми, светлыми, нередко с лёгким юмором – иначе какая же это сказка! Поэтому детская книга – это большой риск для писателя. Также и художник-иллюстратор детских книг не должен пугать детей своим видением героев. Для маленького, юного читателя каждая книга – это открытие мира. Помните, Носов сочинил сказочные повести про Незнайку. Это настоящее литературное открытие. Такое же, как для взрослых был, например, Шерлок Холмс.
– Ну и традиционный вопрос – каковы литературные планы на будущее?
– Недавно закончил работу над двумя рассказами, послал их в один из журналов. Надеюсь в скором времени закончить работу над большой повестью, события в которой происходят в наше время. В этом году планирую издать свою новую сказку для самых юных читателей.
Ирина Смирнова