К 1929 году, когда была образована Московская область, Подольск имел статус крупного промышленного центра. Налаживалось производство новых видов продукции, многие из которых впервые осваивались в стране.
МЕДИАЦЕНТР — 16 сентября, ПОДОЛЬСК — В 1930 году перед заводом «Пароремонт» правительством ставится задача освоить производство нефтеаппаратуры, шахтных электровозов. Предприятие полностью реконструировали, провели переподготовку рабочих, техников, инженеров.
На заводе ударными темпами сооружался первый в стране крекинговый корпус. Сюда направили группу коммунистов и комсомольцев. В 1931 году завод был отнесен к числу ударных строек, установлено его первоочередное снабжение материалами и электрооборудованием. Постоянную помощь новостройке оказывал председатель ВСНХ Серго Орджоникидзе, чье имя в 1936 году было присвоено заводу. Поэт Семен Кирсанов, побывавший на строящемся объекте, призывал:
«Огнем самокритики бейте хлестко
Вялый темп, расчет на авось.
Рабочие массы Москвы и Подольска,
В бой за крекинг и электровоз!»
1 мая 1931 года коллектив завода рапортовал о выпуске первого советского крекинга, успешно справившись с правительственным заданием. Завод стал называться крекинг-электровозостроительным (КЭС). Его нефтеаппаратурой были оборудованы заводы Баку, Грозного, Саратова, Хабаровска. За четыре года пятилетки завод отремонтировал 321 паровоз, изготовил первые 3583 т нефтеаппаратуры и 39 электровозов. В 1931 году Подольский КЭС в содружестве с московским «Красным пролетарием» создал первый советский гусеничный трактор.
В годы пятилетки окончательно восстановил свои мощности механический завод. Швейные машины с его маркой сразу же завоевали рынок, покупали их буквально нарасхват.
Благодаря реконструкции, вводу в действие крупнейшей в Европе литейной объем выпуска продукции завода был увеличен с 17,1 до 57,3 млн рублей. Коллектив дал стране 1427 тысяч бытовых швейных машин, впервые освоил производство промышленных швейных машин и изготовил их более 12 000 штук, освоил и выпуск игл, ранее ввозившихся из-за границы. Новая литейная выполняла заказы ленинградского завода «Пролетарий», Челябинского тракторного, Шатурской ГРЭС.
Уже в начале пятилетки ликвидирована безработица. Зародилось и быстро развивалось социалистическое соревнование. На механическом заводе в июле 1929 года в соревновании участвовало 2368 рабочих. Усилиями рабочего класса промышленность города досрочно выполнила задание первой пятилетки, увеличив выпуск продукции более чем в 3 раза.
В 1930 году на Подольском патронном заводе был освоен выпуск станков для производства патронов. В годы пятилетки первую продукцию дали огнеупорный и кирпичный заводы, трикотажная фабрика, хлебозавод.
В мае 1932 года на городском пустыре был заложен крупнейший в стране аккумуляторный завод (ПАЗ), а 12 марта 1935 года его первая очередь вступила в строй. Ударными темпами велось строительство второго хлебозавода и фабрики-кухни КЭС. Выдали первую продукцию завод фруктовых вод, мясокомбинат, литейно-прокатный завод (бывший аффинерный). Из Москвы в Подольск перевели толевый завод. В 1930 году открылась фетрообувная фабрика. К 1932 году было выпущено 200 тысяч шляп и 3 тысячи пар валенок.
С 1926 по 1941 год Климовский машиностроительный завод выпустил 28 тысяч ткацких станков, 17,5 тысяч ремизово-подъемных кареток, 6 тысяч различных машин.
Реконструкция и расширение существующих, строительство новых заводов вывели Подольск в число крупнейших промышленных центров Подмосковья.
К 1929 году население города увеличилось до 28,6 тысяч человек. Учитывая недостаток городских земель для промышленного, жилищного и культурного строительства, президиум ВЦИК 20 апреля 1930 года включил в городскую черту деревни Выползово, Шепчинки, Добрятино, Ивановское и поселок цементного завода, а в 1936 году – Кутузово, Фетищево, Беляево, Сальково, леса местного значения. Городская территория увеличилась втрое и достигла 4981,9 га. Вокруг города формировался 10-километровый лесопарковый защитный пояс.
В середине 30-х годов Мособлпроект разработал план Большого Подольска, принятый за основу строительства социалистического города. Он предусматривал разделение города на жилую зону и производственную, расположенную в восточной, залинейной части Подольска. Центральные и вновь запроектированные улицы предполагалось застроить многоэтажными жилыми домами со всеми видами коммунальных услуг. По этому плану уже в конце 30-х годов на месте старой грязной окраины, где были пустыри и огороды, строители возвели новый городской квартал, ограниченный улицами Водопроводной, Рабочей и им. Дзержинского, пятиэтажными домами механического, аккумуляторного и цементного заводов. В центре города, на Ревпроспекте, возведены четырех- и пятиэтажные здания. Одновременно застраивались Северный и Южный поселки завода имени Орджоникидзе.
За годы первой пятилетки жилищный фонд города вырос на 72 тысячи кв. м. Реконструировалась и расширялась водопроводная сеть. За пять лет среднесуточная подача воды увеличилась в 4 раза.
В 1930 году состоялось открытие Дома культуры имени Лепсе.
В 1932 году был построен бетонный мост через Пахру.
Осенью 1930 года по инициативе коллектива механического завода состоялось открытие вечернего отделения втуза. Для организации отдыха горожан в районе открылись 10 домов отдыха и три санатория. Улучшилось социальное обеспечение. Сотни рабочих города ежегодно выезжали в черноморские и другие здравницы страны.
12 июля 1929 года был образован Подольский район. В его состав вошли город Подольск, рабочие поселки Климовский и Константиновский, дачные поселки Александровка и Домодедово, а также 37 сельсоветов бывшей Московской губернии: из Бронницкого и Подольского уездов, десяти волостей.
Газета «Местные вести» №38 от 13 сентября 2019
Валентина Иванова