Жизненные обстоятельства в период пандемии заставляют наших сограждан пересматривать взгляды на многие важные моменты. У кого-то в результате хобби, становится работой, приносящей вполне осязаемый доход.
В этом году житель Городского округа Подольск Михаил Кондрашов решил превратить любимое дело, которым занимается двадцать лет, в бизнес, начав разводить гигантских креветок. Михаил, коренной подольчанин во втором поколении, по профессии строитель.
Родился он в 1977 году, учился в 22-й школе, в 1995-м окончил Подольский строительный колледж, отслужил два года в армии в инженерно-саперных войсках, по возвращении женился, работал каменщиком на стройке несколько лет.
В 2009 он году решил начать собственное дело – строительный бизнес, в котором ему помогает старший сын.
20 лет увлечения аквауримистикой
Как рассказывает Михаил, у него 20-летний опыт пресной аквариумистики и 10-летний – морской.
А вот больших пресноводных креветок Розенберга он начал разводить два года назад. Вначале у него появилась пара особей и два аквариума. Но не все было безоблачно. Пять раз личинки погибали. Многое изменила встреча с ихтиологами из океанариума ВДНХ, которые дали дельные советы.
Сейчас у Михаила 19 аквариумов и один бассейн, в которых размещены три маточных стада, находятся около тысячи взрослых особей и трех тысяч мелких.
– В неволе в аквариум к личинкам добавляют соль. Взрослые креветки вырастают в длину около 20 сантиметров и набирают до 150 грамм веса. В уходе неприхотливы. Главное – аэрация и правильная температура воды. Кормить нужно раз в день. Ведь личинки живут в соленой воде. Соль нужна обычная. Упаковки за семь тысяч рублей хватает на год, – рассказывает Михаил.
Пандемия в помощь
Активная деятельность его по разведению креветок началась в самый разгар первой волны короновируса, летом прошлого года. Приобретение бассейна со всем оборудованием обошлось ему в 200 тысяч рублей. Для человека, имеющего строительный бизнес, деньги вполне приемлемые.
Такой вид креветок водится в Индии, Таиланде и Вьетнаме. Самка вынашивает пять тысяч икринок. В дикой природе из них выживает только 1%. В неволе цифры выше – 15–20%. Но благодаря ноу-хау, которое Михаил использует, до половины потомства сохраняется. Часть мальков он продает. Сейчас в рыбных магазинах эти креветки стоят от 800 до полутора тысяч рублей за штуку.
Как уверяет Михаил, тайские ракообразные более-менее чистые, а китайские он есть не рекомендует. Однако, что характерно, на еду взрослых креветок он не продает. Только на разведение. Да и сам очень редко употребляет в пищу. Покупают их у него либо такие же разводчики, как он сам, либо любители кулинарной экзотики. Своему новому бизнесу Михаил уделяет четыре часа в день.
– Свой строительный бизнес я бросать не собираюсь, – с гордостью говорит Кондрашов. Может, зря?
Правда, если у людей снижается покупательская способность, как это происходит последние несколько лет, спрос может уменьшиться, а расширить такой бизнес без инвесторов крайне хлопотно. Но Михаил не теряет оптимизма:
– Если выращивать таких креветок в промышленных масштабах, они должны стоить где-то 2500 рублей за килограмм.
До конца нынешнего года коренной житель Подольска планирует получить сертификат на производство и увеличить объем с 600 килограммов до трех тонн в год.
– Мы на поддержку пока не рассчитываем, все сможем делать своими силами, только бы никто препоны не ставил, придет время, сможем обеспечить потребности в креветках по всей области, – говорит Михаил.
Газета «Местные вести» № 29 от 13 августа 2021
Андрей Князев

 
	    						     
	    
			
		
