В редакции МАУ «Медиацентр» прошел круглый стол «Историческая реконструкция: связь прошлого и настоящего».
Многие из нас не раз слышали словосочетание «историческая реконструкция». Человеку, далёкому от среды реконструкторов, представляются какие-то странные личности в средневековых костюмах, воображающие себя рыцарями, викингами или великими воинами. На самом деле, для людей увлеченных – это вовсе не игра.
Ожившая история
Зачастую эти люди знают об истории побольше, чем студенты специализированных факультетов. Они много читают о быте и нравах воссоздаваемой эпохи, много месяцев готовятся к грядущему мероприятию, тщательно выверяют все мелочи, вплоть до формы средневековых пуговиц.
Как следует расценивать деятельность тех, кто называет себя историческими реконструкторами? Что это – хобби или профессия? Какую роль в современном обществе играет реконструкция исторических событий – это только лишь развлечение или что-то еще? Об этом рассказал гость круглого стола – руководитель школы средневековых боевых искусств «Школа святого Георгия» в Городском округе Подольск Пётр Шатайло.
– Начну с того, что совсем недавно мы приняли участие в Международном военно-историческом фестивале «Битва при Молодях» в Чехове, который проводится в формате живой истории. Это значит, что любой гость фестиваля может стать не просто очевидцем, но и участником событий, – рассказывает Пётр Алексеевич. – И чтобы воссоздать событие тех далёких дней, ребята, которые занимаются в военно- исторических клубах или просто увлечённые историей, изготавливают необходимое снаряжение, соответствующее той эпохе, учатся ремёслам, военному делу и, соответственно, на фестивале выступают каждый в своей роли. Такие фестивали интересны тем, что на них съезжаются люди, которые показывают свои достижения в исторической реконструкции, им интересно пообщаться с коллегами, поделиться опытом…
Молодинскую битву считают одной из самых важных в отечественной истории, наравне с Бородинским и Куликовским сражениями. 446 лет назад русская армия разгромила стотысячное войско крымского хана Девлет I Гирея. Чтобы вспомнить эти события на поле собрались 18 исторических клубов из разных городов России, а также из Белоруссии, Украины и Словакии. И среди сильнейших исторических клубов – реконструкторы из Подольска.
По готовым комплектам костюмов, которые ребята делают собственными руками, можно смело писать целую диссертацию. Сражения в реконструкции максимально реалистичные.
– Каждый реконструктор, который принимает участие в таком фестивале – это целая музейная витрина, – поясняет Пётр Шатайло. – Чем ближе ты приближаешься к оригиналу, тем лучше. В этом и состоит задача этого хобби.
Сквозь века
Подобные мероприятия интересны не только самим участникам, но и зрителям, которые могут воочию увидеть историю своей страны, представленную не на страницах энциклопедий или в музейных витринах, а в реальности. Например, сейчас в Европе существуют десятки подобных «музеев под открытым небом», где живут и трудятся люди в обстановке былых времён.
Следует отметить, что в Городском округе Подольск людей, занимающихся исторической реконструкцией, тоже не мало. Например, в школе средневековых боевых искусств «Школа Святого Георгия» занимаются около 40 человек. А за десять лет её существования на рыцарей, викингов и воинов «выучилось» более 1 000 человек. Увлекаются исторической реконструкцией и девушки. Если понадобится – и доспехи наденут.
– Был период, когда в школе занимались трое ребят и 26 девчёнок, – вспоминает Петр Алексеевич. – А вообще в школу мы принимает с 14 лет. Первый уровень – базовый, он длиться два года. Дальше ученики проходят более серьёзную аттестацию. А в основном люди приходят чему-то научиться для себя. Мы изучаем сохранившиеся до наших дней источники о средневековом боевом искусстве, которые созданы мастерами, агрегировавшими знания о фехтовании и создавшими стройную систему обучения.
Так что же движет реконструкторами? Неужели просто желание развлечься и отдохнуть от серых будней таким экзотическим способом? Вряд ли только это – иначе они не занимались бы просветительской работой среди детей и взрослых, которая весьма нелегка и приносит мало доходов. Скорее всего, эти люди просто хотят воссоздать былое во всех деталях потому, что очень уж увлекаются историей и прошлое для них – это не просто выцветшие страницы запылённых книг – оно живое. И, кстати, в такой форме его намного легче изучать.
Их жизнь – не игра
Впрочем, для того, чтобы углубиться в историю этого увлечения, прежде всего следует понять – а кто же такие исторические реконструкторы? Обычно так называют людей, которые пытаются точно воспроизвести быт, развлечения, сражения или культуру какой-нибудь давно ушедшей эпохи. Их традиционно разделяют на бытовых и военных реконструкторов, хотя это деление условно – одни и те же люди могут заниматься обоими направлениями данной деятельности. Популярным направлением является военно-историческая реконструкция .
Следует признать, что деятельность клубов и школ любителей старины очень полезна и нужна для современного общества. Реконструкторы дают всем уникальную возможность прикоснуться к седой старине и ощутить себя свидетелем исторических событий, без детального знания которых невозможно никакое патриотическое воспитание. Например, Школа Святого Георгия является школой фехтования и направлена на продвижение исторических боевых систем Западной и Восточной Европы.
– К нам приходят люди с разными целями, – говорит Пётр Шатайло. — Есть, те, кто серьёзно увлекается историей. Некоторые посмотрев фильм про викингов приходят, чтобы на себя примерить их образ. А кому-то просто нравятся древние ремёсла, они любят мастерить, вышивать, делать изделия из кожи… Каждый находит в исторической реконструкции что-то своё. Это, в первую очередь, самореализация на основе исторических источников.
Хобби или профессия
Почему-то принято считать, что историческая реконструкция – это достаточно недавнее хобби. Мол, первые клубы и сообщества людей, именующих себя реконструкторами, стали возникать в Западной Европе и в США только лишь после Второй мировой войны. На самом деле это, конечно же, не так – корни данного увлечения уходят в глубину веков, а если точнее – в античные времена. Хотя тогда это было вовсе не хобби, а скорее профессия.
Многие путают военно-историческую реконструкцию с ролевыми играми. На самом деле, разница есть. Если реконструкторы занимаются воссозданием той или иной эпохи, а также устраивают постановочные бои, то ролевики заняты совсем другим. Они оживляют сказку.
– В ролевой игре главным является переживания самого игрока, – говорит Пётр Алексеевич. – Это направление уже ближе к театру одного актёра. Задача ролевика – прочувствовать психологию персонажа, которого он представляет. А в реконструкции важнее всего воссоздание материальной культуры…
Путешествие во времени
Историческая реконструкция как новое увлечение завоёвывает всё больше сторонников среди молодежи, о чём свидетельствуют ежегодные фестивали. Хотя и не сугубо молодёжное увлечение. В этом движении можно провести всю жизнь.
Кроме того, в отличие от большинства хобби, оно очень многогранно. Если ты занимаешься реконструкцией, перед тобой огромное поле деятельности. Ты можешь сидеть в библиотеке и читать книжки, работать в археологических экспедициях, обучаться владению оружием, изучать ремесла и сам заниматься хоть ювелирным делом, хоть гончарным, хоть кузнечным…
По словам Петра Шатайло, в ближайших планах Школы Святого Георгия – восстановить столярную передвижную мастерскую IX -X веков.
Вообще, попасть в средневековье, примерить наряды былых времён, поучаствовать в боях, отведать пищи, приготовленной по старинным рецептам – это просто здорово. Наверное, ради этого люди и идут в реконструкцию – чтобы на себе испытать ощущения, что живёшь, как жили многие тысячелетия, и время над тобой не властно.
Ирина Смирнова