О том, как на подольской земле происходило возрождение старинного храма Воскресения Христова, что на улице Красной в центре города, и о его новой росписи, которую прихожане ждали более 25 лет рассказал «МВ» благочинный Подольского округа протоиерей Олег Сердцев.

– Сейчас даже не верится, что все закончилось – расписано более 1000 кв. м, – рассказывает благочинный. Я очень благодарен нашим прихожанам за терпение: за то, что храм не опустел во время реставрации и росписи, люди все равно приходили, преодолевая тяготы, с этим связанные. Совместными усилиями мы смогли все преодолеть.

Единым сердцем

Осуществить такое масштабное благое дело помогали все: наши бабушки, женщины, дети, мужчины – прихожане храма – самые большие жертвователи. Ведь помощь – это не только финансы, но и молитва.

Бригада художников, которая расписывала наш храм, приехала из Калуги. Мы выбрали их неслучайно. Я специально приезжал в Калугу – смотрел три храма, которые они расписывали там и еще один – в Оптиной пустыне. Они все верующие. Перед началом дела мы отслужили молебен, и приступили к работе. Перед работой все Причастились. Я рад, что именно такие люди работали у нас.

Роспись без диссонансов

Наш храм был построен в 1728 году. Это первое каменное сооружение в городе Подольске. В письменных источниках упоминается, что сначала на этом месте была деревянная церковь. Тогда, по благословению наместника Свято-Данилова монастыря велено было построить в селе Подол, на старом церковном месте каменную церковь во имя Воскресения Христова. Исследователи полагают, что работы по возведению храма завершились в 1740-х годах.

От старой росписи храма, к сожалению, не осталось ни одного метра, только фрагменты и очертания. Учитывая год основания нашего храма, естественно, новая роспись не могла быть современной, она должна была быть стилизована.

Из-за финансовых трудностей, мы никак не могли приступить к расписным работам. И четыре года назад начали изыскивать финансы на эти цели. Откликнулись многие неравнодушные люди, в том числе и в администрации муниципалитета, и подольские предприниматели и предприятия: ОКБ «Гидропресс», «ЗиО», госкорпорации «Росатом».

Мы тем временем разработали проект, выбрав конкретные сюжеты для внутренней росписи, который затем отправили на согласование в комиссию. Наш проект рассмотрели, внесли замечания. Около трех раз он корректировался, включая и технику росписи. Когда комиссия наконец утвердила, мы передали проект на рассмотрение митрополиту, и он благословил начать работы.

Центральный предел храма посвящен Воскресению Христову, левый – Никольский, там изобразили житие святителя Николая, а правый – Троицкий, там изображено сошествие Святого Духа на апостолов.

День вчерашний и сегодняшний

В советское время наш храм был разрушен, и в 1995 году, когда я получил указ митрополита на настоятельство и восстановление прихода, здесь была гранитная мастерская с высокотемпературными печами, в которой работало 15 человек с отбойными молотками и Специализированное строительно-монтажное управление №51.

Когда помещение наконец передали Церкви, все организации ушли с пониманием. Мы, кстати, до сих пор мирно дружим с фирмами, которые раньше размещались на территории храма и они нам оказывали помощь  в восстановлении храма.

В 1997 году мы оштукатурили и побелили храм. Нашим прихожанам нравилось, что внутри все белое, но мы не переставали мечтать, что однажды восстановим храм во всей красоте и полноте церковного убранства.

Относительно убранства храма не было практически никакой информации. В 1999 году мы освятили храм и установили новый иконостас. Кстати, чуть позже случайно в Питере обнаружили сведения о нашем храме и черно-белое фото, оказалось, что мы на 90% угадали с размещением икон. В том же году мы преобразили территорию вокруг храма – озеленили практически гектар земли, сделали подсветку.

Приятно наблюдать, когда летом к нашему храму приходят гулять мамы с колясками – мне это особо греет сердце. Они приходят к Богу.

Позже мы построили воскресную школу, административное здание и здание, где сейчас находятся просфорня и ризница.

Люди постепенно приходят к вере и по-другому смотрят на жизнь. Независимо от возраста и профессии люди становятся верующими – наш храм посещают подольчане, заводчане, члены администрации и депутаты.

В связи с образованием Новой Москвы, Подольское благочиние сократилось – у нас осталось 25 храмов. Из них никогда не закрывался только один – Троицкий собор. Многие храмы еще до сих пор набирают своих прихожан.

Хочется пожелать, чтобы подольчане не сидели по домам, особенно, в воскресный день, а исполняли заповедь Божию: шесть дней трудились, а день седьмой – посвящали Господу.

Нужно помнить, что в Царство Божье попасть можно только душой, вход туда ни за какие деньги не купишь.

В 1990 году подольчанин Олег Сердцев окончил музыкальное училище, затем Коломенскую Духовную Семинарию и был рукоположен в священники и вскоре стал настоятелем Воскресенского храма. Особенно ценно поэтому было узнать у протоиерея о духовном воздействии музыки на человеческие сердца и души. Благочинный также рассказал, кто на грешной земле является для него духовным ориентиром и почему вся жизнь – это подготовка к смерти.

О воздействии музыки

– На мой взгляд, каждому ребенку хорошо бы окончить музыкальную школу, а при желании – и музыкальное училище. Это та база, которая должна быть заложена в человеке. Всего семь нот, а какая гармония!

Когда мы с вами слушаем классическую музыку, понимаем тональности, тяготения аккордов друг к другу и ощущаем музыку, тогда происходит соприкосновение человека с Высшим. И мы научаемся отличать хорошую музыку от плохой и воспитываем в себе культуру.

Импровизация как состояние души

– Как говорит маэстро из Подольска Константин Моисеев, у которого джазовый оркестр, и с которым мы в свое время сотрудничали, в арт-джазе очень важна импровизация. Можно играть импровизацию того, что есть у тебя на душе, а можно играть импровизацию, употребляя наркотики. И это будут разные импровизации, и естественно, разная музыка. Соблазн уйти с истинного пути для человека порой очень велик. Музыканты из групп «КИСС» или «Пинк Флойд» признавались, что чувствовали себя во время концертов одержимыми, но не понимали – чем. Понятное дело, что не Ангелом-Хранителем.

Если нам представить себе работу музыканта на гастролях, учитывая, что выступление – это два-три концерта в день, а в советское время – и больше, при полных залах зрителей. Человек уехал из дома, оторвался от семьи и родных. Проходит месяц вдали от родины, второй. Музыкант физически выматывается, и нужно как-то восстанавливать духовные и физические силы. Он ищет подпитку в алкоголе, наркотиках, наступает обманчивая эйфория – выпил рюмочку – отыграл еще концерт, и так всю неделю. Таким образом человек ослабляет себя. Рано или поздно он доходит до предела – становится алкоголиком или наркоманом, и происходит падение в бездонную яму, из которой человек сможет выбраться, лишь осознав, что он попал во грех и встал на неправедный путь. Тогда он, скорее всего, обратится к близким и родным людям, которые начнут ему помогать.

Сколько веревочке не виться

– Под действием сатанинских сил и наркотиков можно играть и рок, и классику, но рано или поздно такому музыканту наступит конец.

Нужно понимать, что мы с вами сотворены по образу и подобию Божию, и обладаем свободной волей: можно проснуться утром, пойти умыться или не умываться, можно сотворить молитву – утреннее правило или позвонить друзьям и поругаться матом, можно подготовиться к рабочему дню, а можно наплевать и вообще никуда не пойти. Это все – ваше свободное право.

Выбор мы совершаем каждый день

– У нас при храме есть сестричество милосердия. Несколько лет назад мы кормили по 50-60 бездомных в день, но сейчас нам запретили это делать. Некоторых мы пристраиваем в рабочие дома, так называемые, Дома трудолюбия, где им помогают восстановиться. Кто имеет желание – восстает даже из таких мест, возвращается к нормальной жизни, а кто-то и оттуда убегает – не хочет трудиться. Человек выбирает – быть с Богом или быть вне Его. Все зависит от того, что человек хочет в жизни.

Однажды я причащал бабушку в тяжелом состоянии. Увидев меня, она сказала: «Слава Богу, батюшка пришел!». А на другой коечке лежал молодой человек, от которого кроме мата ничего другого не звучало: «Мне 30 лет, я не пил, не курил, почему у меня наступил инфаркт». И вместо благодарения, что остался вообще жив, у него был сильный негатив к жизни. За все надо благодарить Бога, есть прекрасный акафист: «Слава Богу за все».

Вся жизнь – подготовка к смерти

В каком бы возрасте человек не уходил от нас – будь ему 80 или, как Подольским курсантам, – по 18 лет – умирать не хочет никто. На похоронах, на отпевании мы всегда видим слезы.

Мы и плакать можем по-разному – ушел любимый человек, которого я не смогу больше обнять, с которым мы больше не сходим вместе в храм помолиться. Или кто теперь будет мне стирать, готовить и убирать.

Отпевание – это чин прощания Церкви со своим прихожанином. У нас в церкви это видно – когда умирает кто-то из прихожан, служба закончилась, а никто не расходится – мы его знали. И отпевание совершается уже всем приходом. Это радостно и тепло. Все эти люди будут за него молиться.

С одной стороны – это потеря, а с другой – приобретение. Если мы веруем, то для нас смерть человека – это воссоединение с Богом. Если мы готовы – то идем с радостью в Отчие объятия, потому что это благодатное место, где нет ни скорбей, ни болезней, ни несчастий, там только благость и любовь.

Наше «итого»

Специально сокращать свои дни или уничтожать себя – грех. Наше тело – это храм Божий для души. Мы должны содержать тело в порядке, а иногда и ремонтировать, в больнице полежать. Понимать нужно, что рано или поздно придет конец нашей жизни. Как в бухгалтерии: «итого».

Вся земная жизнь должна пройти достойно и вместе с Богом. Тогда будем не страшно умирать, и представать пред лицем Божиим. Жить необходимо праведной жизнью, а для этого у человека есть все, включая его свободную волю и способность изменять образ жизни.

Среди музыкантов, рокеров, байкеров, да кого угодно – среди представителей любых сообществ есть множество хороших и достойных людей, которые ходят в храм и исповедаются. В свое время, кстати, к нам приезжал и музыкант Петр Мамонов после съемок фильма Павла Лунгина «Остров». Мы общались.

Поймите, для каждого из нас есть время земной жизни, чтобы измениться и понять – что же ты хочешь и с кем хочешь быть в дальнейшем. Все люди меняются по-разному, и даже изменившись – имеют разное отношение ко Господу.

Быть православным – это образ жизни

Как пример из Евангелия – это два разбойника, которые висели по правую и левую сторону от Христа: один признал Господа, уверовал в него, а другой нет. Перекладина указывает на то, что один взошел на небо, а другой пал в ад.

Некоторые думают, что можно на старость лет покреститься, когда всю жизнь прожил греховно, а потом пред Богом предстать во всей красоте и безгрешии. Так не получится. Нельзя жить заранее греховно, чтобы потом покаяться. Наша теория «Не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасешься» – это неправильный взгляд. Нужно себя максимально уберегать от греха и жить по заповедям Божьим.

Об ориентирах на земле

В храме я слежу, чтобы все совершалось по букве закона. Когда мы строили храмовый комплекс – на каждое строение был свой проект, разрешение на строительство и введение в эксплуатацию. Если мы будем творить неправедно, то на кого тогда равняться. Меня как-то спросили: «Батюшка, а вы поститесь?», ну если еще священники или верующие люди не будут поститься, то что тогда?

Для каждого священнослужителя Подмосковья наш митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий – это пример, особенно, учитывая его возраст – 85 лет. Когда видишь, как он молится на богослужениях, то по-другому смотришь на многие вещи. С глубоким пониманием каждого слова молитвы, со слезами он отдает Великий отчет своей земной жизни. На него можно равняться. Это настоящий архиерей. Он служит так, чтобы через него не могли плохо посмотреть или подумать о Церкви.

На сегодняшний день в Подмосковье 184 храма, остронуждающихся в восстановлении. Митрополит возглавляет фонд  по восстановлению порушенных святынь. Однажды он встречался с президентом, и тот его спросил: «Владыка, а какая у вас мечта?». И он ответил, что хочет до своей смерти восстановить все храмы. Владимир Путин улыбнулся: «Вы собираетесь долго жить».

Этот проект продолжается. Полностью восстановлено уже шестнадцать храмов. Каждое из 50 подмосковных благочиний взяло себе храм на восстановление. Мы, например, восстанавливаем храм в Кашире.

Напоследок хочется всех, кто читает это интервью, пригласить посетить наш Воскресенский храм, помолиться, поставить свечку или просто пообщаться со священником, такая возможность есть ежедневно. Призываю на вас милость и благословение Божие.

Главный редактор газеты “Местные вести”

Виктория Васина