Завершается утверждение проектно-сметной документации по возведению пристройки к школе № 29 имени П.И. Забродина.

Пристройка, рассчитанная на 200 мест, появится в школе к 2025 году, рассказала журналистам муниципальных СМИ директор учебного заведения Людмила Лифанова. Строительство ее осуществляется в рамках государственной программы Московской области «Строительство объектов социальной инфраструктуры». Она очень необходима развивающемуся и растущему научному сообществу, которое функционирует здесь уже много лет.

По словам заместителя директора школы по учебно-методической работе Игоря Царькова, после покупки колайдерного проектора и появления нового центра управления полетом, размещенного на крыше здания, инженерно-техническая деятельность в школе обрела более широкие форматы, просторы и возможности.

Цифровизация школы продолжается

Школа № 29 является центром дополнительного образования, в котором действует 20 дополнительных курсов для детей из школ Большого Подольска – по астрономии, космической географии, нанотехнологиям.

В центре есть планетарий, который одновременно служит и кабинетом астрономии. Открытый 12 лет назад, планетарий был оборудован руками самих учеников и работников школы.

В прошлом году на крыше школы установили антенный пост центра управления полетом спутника.

Программа сетевого проекта «Школьный космический телескоп», реализуемого центром научного творчества «Поиск», действующим при учебном заведении, рассчитана на 5 лет и завершится в 2023 году. Проект открыт для всех желающих. Его участники успешно обучаются управлению спутником, получению с него сигналов, отладке системы.

От орбитального спутника до современного биокомплекса

В центре дополнительного образования, кроме большого астрономического кластера, существует и равнозначный ему – естественнонаучный.

За хозяйственную деятельность естественнонаучного кластера, главным исследовательским объектом которого является школьная теплица, отвечает Сергей Полянский.

– Мое сотрудничество со школой началось четыре года назад, – рассказывает Сергей Полянский. – Этот период у меня как раз совпал с началом увлечения сити-фермерством – развитием сельского хозяйства в условиях города, и в то время как раз в 29-й школе заливался фундамент под будущую теплицу. Когда ее собрали, в школе появились первые активисты проекта.

Сейчас в учебном заведении традиции первопроходцев сити-фермерства продолжают новые активисты, среди которых председатель школьного научного общества Стася Рычка, учащаяся одиннадцатого класса, она занимается генной инженерией.

– Мы с научным сообществом, которое называется «Территория инновационного развития», собираемся в бывшем здании городского Дома ученых. У нас есть инструменты и ресурсы, с помощью которых мы расшифровываем ДНК в нашей школьной лаборатории, – рассказала Стася.

В последнее время заниматься растениеводством в теплицу приходят уже и третьеклассники. Для многих ребят она становится любимым местом проведения досуга.

– Ребят не нужно сюда затягивать насильно, – продолжил рассказ Сергей Полянский. – Думаю, что в следующем году поток будет гораздо больше. У нас есть еще две мини-теплицы, приобретенные в свое время у представителей сити-фермерства.

Внутреннее пространство теплицы разделено на четыре зоны, три климатических: тропики, субтропики и средняя полоса, – и экспериментально-образовательная зона. В климатических зонах выращивают растения, характерные для этих зон, они включают агроплощадки и декоративные зоны для проведения экскурсионных мероприятий. Экспериментально-образовательная зона включает учебный класс, лаборатории биотехнологий, акваферму, птичник, крольчатник. Под крышей оранжереи расположена система сбора и аккумуляции тепловой энергии в летний период. Есть перепелиная, кроличья, рачья фермы. Насыщено и подземное пространство комплекса: установки для вермикультивирования и получения биогумуса, грибная ферма, тепловой насос Кельвина, биогенератор по переработке пищевых отходов, дренажная система с накопителями влаги для капельного орошения.

Дыни и арбузы под Новый год

Растения выращивают в теплице по современным технологиям – так, например, горох и фасоль растут в тумане. И вообще все современные направления сити-фермерства, такие как аэропоника или гидропоника, можно встретить в теплице.

– Мы с аппетитом едим все, что выращиваем сами, – говорит Сергей Полянский. – Под Новый год вырастили дыни и арбузы и тоже их съели. Сделали агрегат, который помогает делать биоудобрения, подключили тепловой насос, который гонит холод. Растения выращиваем в разных климатических зонах.

В комплексе есть три смоделированные климатические зоны: субтропики, тропики и средняя полоса России. Здесь будут выращивать растения, в том числе экзотические, зелень, грибы.

Многие «тепличные» проекты уже реализуются в кабинете биотехнологий, что и продемонстрировали журналистам местных СМИ школьники вместе с руководителем секции «Экология» Владиславом Тропиным.

Экспериментаторы из 29 школы неоднократно занимали призовые места в муниципальных и региональных олимпиадах и конкурсах, а некоторые и в высших учебных заведениях страны.

Реализация проекта «Теплицы будущего» демонстрирует его универсальность для современного естественнонаучного образования.

Газета «Местные вести» № 30 от 20 августа 2021
Андрей Дмитриев
Фото Кирилла Шутилина