Муниципальный драматический театр существует в нашем городском округе уже десять лет. О чем я, живущий в Подольске ровно восемь, узнал только этой осенью от одного из своих коллег, некогда работавшего на местном телеканале.

Единственный в своем роде

МЕДИАЦЕНТР — 19 декабря, ПОДОЛЬСК — – Андрей Дмитриевич, вы ведь театрал, почему же до сих пор не побывали в Подольском драматическом театре, не посмотрели их спектакли? – интересовался мой коллега. Он же и дал наводку: ведь здание расположено совсем рядом, сразу за станцией Подольск. Тогда я тоже поинтересовался у других коллег, может быть, они смотрели хотя бы один спектакль? Ответ был отрицательным. Более того, мне намекнули, что-театр-то в действительности есть, но спектакли его можно увидеть не у нас, а в Москве, в других городах, в ДК Городского округа Подольск. Эта информация только подхлестнула интерес. И вот я уже общаюсь с художественным руководителем Олегом Ефремовым. Интересуюсь, почему в Городском округе Подольск так мало известно жителям о театре?

– Мы существуем здесь уже десять лет, но только три года на этом месте. Раньше театр располагался в районе железнодорожной станции Силикатная, и добраться до нас было действительно непросто. В этом была одна из причин выездных спектаклей, а вторая причина – это отсутствие некоторых рекламных возможностей, например щитов в отличие от крупных ДК Подольска. А ведь театр известен не только в Москве и области, но в других странах, например в Литве, Белоруссии, Кыргызстане, куда его не раз приглашали на международные известные фестивали.

Этим летом, благодаря помощи и поддержке администрации Городского округа Подольск, на выделенные средства нам построили прекрасный зал. Такого нет в большинстве городов Московской области, но проводить в нем спектакли мы, увы, не можем. В настоящее время у нас проблема в нехватке выделенной электрической мощности – нам нужно 200, а у нас менее 12 киловатт. Требуется согласованное решение НПО «Луч», с которым заключен договор на поставку тепла и электричества и ОАО «МОЭСК». В зале мы не можем элементарно подключить световое и звуковое оборудование, о других возможностях я даже не говорю. Представить спектакль без света и звука невозможно. Сейчас вопрос на контроле администрации округа. Надеюсь, и даже уверен, что в новом году нам все же удастся разрешить ее положительно.

– Вы работаете в Подольске десять лет. Многое изменилось за это время?

– Перемены, конечно, есть. Когда мы работали на Силикатной, то не могли пригласить подольчан на спектакли, потому что находились далеко от всех транспортных узлов, теперь к нам без труда доберется зритель, ведь мы находимся на пересечении всех магистралей округа. Проблема была еще и в том, что в городе, которому в следующем году исполнится 240 лет, профессиональный театр появился относительно недавно, и нам, для того чтобы стать известными, чтобы конкурировать с популярными московскими театрами еще многое в организационном плане предстоит. Мне одному решать многие вопросы не под силу. Нужно создать попечительский совет театра, который сможет сообща решать проблемы театра, о чем я уже не раз говорил на разных уровнях, сделать свой международный театральный фестиваль, тогда наш зритель будет иметь возможность знакомиться с театрами других городов и стран, теперь есть возможность принимать их на своей театральной площадке.

Сейчас наши спектакли на выездах гораздо более востребованы, чем в Подольске. Это спектакли: «Плаха», «Осколки», «Creve Coeur», «Кабаре», народная драма «Лодка», моноспектакль «Курортный вопрос», а также детские спектакли. Когда мы давали спектакль «Кабаре» в Москве, в Центральном доме актера в 2019 году, нам пришлось играть его два раза за вечер, потому что пришло в два раза больше зрителей, чем мог вместить зал. Следующий спектакль в Центральном доме актера должны были играть в апреле этого года, но вмешалась пандемия.

Мы – единственный театр из России, побывавший в Бишкеке на Международном фестивале им. Чингиза Айтматова. А на открытии перекрестных дней Республики Кыргызстан в Российской Федерации мы находились вместе с послами стран Центральной Азии. На фестивале «Белая Вежа» в Белоруссии спектаклю «Плаха» зрители аплодировали стоя 20 минут.

– Как вы и ваши артисты ощущали себя в условиях самоограничений первой волны пандемии? Как проходили репетиции?

– Все сидели по домам, пытались, конечно, выйти в интернет, транслировать читку спектаклей. Но ведь театр – это живой организм, а мы сидели дома. С онлайном у нас получалось плохо. Сейчас мы активно репетируем и ждем, когда сможем принимать наших замечательных зрителей в полном объеме, в новом зале.

Репетируем новую постановку по пьесе известного драматурга из Санкт-Петербурга Татьяны Москвиной «Па-де-де», это три новеллы о любви.

К Новому году хотим сделать детишкам подарок: готовим интерактивный ремесленный спектакль по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», в спектакле звучит музыка П.И. Чайковского. Это спектакль для всех возрастов и небольшого количества зрителей. Больше секретов выдавать не буду. Спектакль называется «Мастерская волшебника Дроссельмейера».

– Какой у вас состав труппы?

– Молодой состав. Средний возраст артистов 30 лет, все профессиональные драматические актеры, среди них много москвичей, есть ребята, приехавшие из Иркутска, Новочеркасска, Барнаула.

В художественном цехе

Иду в цех к художникам. Здесь удалось пообщаться с Анатолием Караульным и Константином Зайцевым. Они немного посвятили меня в процесс реконструкции театра, с чего все началось и во что все уже практически превратилось то, что театру досталось в наследство от предыдущих хозяев помещения:

– Это здание подвергалось ремонту давно, лет сорок назад. Раньше оно принадлежало ДК «Металлург». Мы все делали своими руками, шкурили полы и двери, обдирали стены, красили потолки. У нас достаточно дружный коллектив, все хотят работать по специальности. Но для этого приходится заниматься всем и сразу. Это историческая традиция, и «Современник», и МХАТ начинали так же. Мы не первенцы в этой области.
– А меня, – добавляет Константин, – вообще всюду преследовали либо капитальный, либо косметический ремонты.

– В чем заключается функция художника театра?

– Декорация, сценография, эскизы бутафории, париков, костюмов, продумывание театральных афиш, экстерьера и интерьера театра, решение пространства сцены. Театральный художник – это очень многофункциональная профессия, штучная. В академических театрах работает целый цех. Мы художники-постановщики, но других художников у нас нет, поэтому приходится совмещать функции всех подряд. И малярные работы производить, и афишами заниматься. Сейчас изготовляем декорации к спектаклю по Ибсену «Кукольный дом», Т. Москвиной «Па-де-де», Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Мы рвемся в бой, готовы работать, играть для подольчан, но все зависит от финансирования проектов, помощи спонсоров или меценатов.

Надежда на то, что в новом году ситуация улучшится, конечно, есть. И мы живем этой надеждой.

Газета «Местные вести» № 49 от 18 декабря 2020
Александра Солнцева, Андрей Князев
Фото из архива Олега Ефремова