Ежегодно 24 мая в мире отмечается День славянской письменности и культуры, день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Мы пообщались с преподавателем русского языка и литературы Нонной Секериной, которая рассказала о празднике просвещения, родного слова и книг, который особенно любим в славянских странах.

Из истории праздника

МЕДИАЦЕНТР — 24 мая, ПОДОЛЬСК — Нонна Федоровна рассказала, что находится сейчас в самоизоляции, и ей немного жаль, что многочисленные мероприятия, конкурсы и конференции на общегосударственном уровне в университетах, школах и библиотеках в 2020 году пройдут в режиме онлайн:

– Я привыкла, что мы вместе с учениками и студентами готовимся к этому празднику, выступаем с докладами, выезжаем на круглые столы и концерты. Но и дистанционно должно получиться очень неплохо.

День славянской письменности и культуры – это день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, двух братьев из греческого города Салоники, создателей старославянской азбуки и церковнославянского языка. Они были не только проповедниками христианства, но также первыми переводчиками богослужебных книг с греческого языка на славянский. Таким образом, русский язык вобрал в себя лучшие качества древнего греческого языка – и лексику, и сокровищницу гармонии – грамматику, и все то, что нарабатывалось веками.

Как преподаватель Нонна Секерина всегда восхищалась тем, как в Древней Греции были сформированы предметы для изучения: логика, риторика, грамматика. Науки о языке, мышлении и искусстве спора служили необходимой основой образования, без которой невозможно было осваивать такие точные науки, как арифметика, геометрия и астрономия. Древние греки, как мы знаем, считали, что в споре рождается истина. И сейчас современные люди пользуются этими достижениями.

– Я люблю цитировать фразу философа «Скажи мне что-нибудь, и я скажу, кто ты», – рассказывает Нонна Федоровна. – Ведь именно через язык мы себя репрезентируем. Ничего не могу с собой поделать, но, когда я слышу «звОнят», «ихний», «ложут», «ездиют», у меня не возникает желание продолжать общение с человеком, который это произносит. Человек – это, прежде всего, субъект общения, и только от нас зависит, сформируемся ли мы как личности или останемся на низком уровне интеллектуального и социального развития.

Духовная ценность культуры речи

– Мне очень нравится высказывание в стихах лауреата Нобелевской премии Ивана Бунина «Умейте же беречь… Наш дар бессмертный – речь», – делится преподаватель русского языка и литературы. – Так сложилось, что мы не всегда это делаем. Возможно, нужно еще больше говорить о культуре речи, чтобы люди понимали, что не будет жив язык – не будет жив и народ. Как говорил древнеримский оратор Цицерон, «умение правильно говорить – еще не заслуга, а неумение – это уже позор». Мне больно, когда по радио или телевидению слышу и вижу грамматические, орфоэпические и стилистические ошибки, как неправильно или просто небрежно произносятся слова, строятся предложения.

Я восхищаюсь людьми, которые умеют с большой долей выразительности излагать свои мысли. Конечно, просто так ничего не бывает, и это колоссальный труд. Если в школе человек что-то не дополучил или ему не рассказали, нужно самому наверстать упущенное. Каждый в состоянии совершенствоваться. Если мы говорим о критериях культуры нашей речи, то, прежде всего, имеем в виду нормативность. Ненормативная лексика – это нарушение нормы, то, что мешает сохранить правильность, ясность и доступность речи, красоту родного языка.

Задумайтесь, как и в какие слова преобразуются наши мысли. Недаром в Библии написано: «В начале было Слово». Чистота наших помыслов напрямую зависит от того, как мы строим свою речь.

Газета «Местные вести» № 19 от 22 мая 2020
Виктория Васина