В рубрике «Наши земляки» мы публикуем воспоминания труженика тыла, ветерана боевых действий, полковника медицинской службы в отставке Вадима Николаевича Грошева.
Война и школа
МЕДИАЦЕНТР — 23 февраля, ПОДОЛЬСК — Родился я 14 мая 1928 года в районном городке на верхней Волге в 30 км от Ярославля и Рыбинска. Довоенное детство проходило под воспитанием мамы, работницы льнопрядильной фабрики, школы и улицы, без отца. Жили бедно, с надеждой на светлое будущее под песни «Сталин – наша слава боевая, Сталин – нашей юности полет», «Броня крепка, и танки наши быстры», «Если завтра война»… И война действительно наступила.
22 июня 1941 года, в ясный солнечный день, утром мы с приятелями пошли купаться на Волгу. Веселились, плавали, ныряли и неожиданно услышали гудок фабрики, который обычно извещал рабочих о начале очередной смены. Гудок в 12 дня был необычен, и народ повалил из проходной. Мы побежали домой и по радио услышали голос В. М. Молотова о нападении Германии на Советский Союз. «Враг будет разбит, победа будет за нами!».
Я только что закончил 5 класс средней школы, мне было 13 лет. Мы с друзьями сразу же побежали в школу. Практически тут же с учителем нас направили в колхоз за 12 км от города, где мы приступили к работе на сенокосе, уборке урожая и льна до сентября.
Так продолжалось все 4 года войны: работа в колхозах летом в каникулы не менее 2 месяцев, но фактически работали до октября, и неофициально учебный год начинался 1 октября.
Осенью 1941 года была введена карточная система на продовольствие и промтовары. Ученикам школы в день полагалось 300 граммов черного хлеба, и в школе в большую перемену давали еще по 50 граммов также черного хлеба. Начались голодные годы, магазины были пусты, самое необходимое для жизни было на колхозных рынках. Чтобы как-то прожить, все, что было дома до войны, менялось в колхозах на зерно.
Мы, ученики школы, были рады работать в колхозах за пустые трудодни, за 600 граммов хлеба, за овощи и молоко.
1 сентября 1941 года, вернувшись в школу, мы узнали, что в ней предстоит развернуть эвакогоспиталь. Бои шли за Москву, штаб Калининского фронта находился в Ярославле, а в городе Тутаеве шли оборонительные работы, строились доты. Школа перебазировалась в старое дореволюционное здание. И вот когда мы переносили парты с приятелем, то увидели низко летящий самолет с крестами. Он пролетел над Волгой и сбросил три бомбы прямо в воду. Мы побежали смотреть, но ничего не увидели, по-видимому, он шел бомбить нефтеперегонный завод номер 406 в 7 км от города. Вторая бомбежка состоялась в ноябре 1941 года, но мы с чердака нашего дома видели только огромное пламя (горела нефть в цистернах); жертв не было.
- Все 4 года войны были связаны со школой, заготовкой дров для печного отопления, посадкой картофеля на выделенном матери участке земли, посещением библиотеки, фабричного клуба, а также посещением раненых, которые лечились, прибывая с фронтов Великой Отечественной войны. И так до победы в мае 1945 года.
Страна победила. Я только что закончил 9 класс. Жизнь продолжала быть трудной, карточная система была отменена только в декабре 1947 года, и 1946 и 1947 годы были наиболее тяжелыми.
Следует отметить, что в школе с первых дней войны для учеников 6-10 классов была введена начальная военная подготовка, которую вели воевавшие на фронтах солдаты и уволенные по ранению. Уже в 1943 и 1944 годах мы проходили месячные сборы в военных лагерях, вдали от города, жили в палатках по законам военного времени, обучались и готовились к призыву в армию. Этого не произошло, так как война закончилась, когда мне было 17 лет, и мой возраст не подлежал призыву. Свой долг Родине я отдал после окончания медицинского института и военной кафедры.
Военный врач
После окончания 10 класса в сентябре 1946 года я поступил в Ярославский государственный медицинский институт. Питался в студенческой столовой, жил в общежитии, получал стипендию, но от чувства голода не мог избавиться все 5 лет учебы…
В июне 1951 года институт был закончен, и государственная комиссия по распределению объявила о моем предстоящем призыве в армию как врача и как офицера, закончившего военную кафедру и получившего воинское звание лейтенанта медицинской службы. Все произошло по принципу: «Партия сказала надо, комсомол ответил есть».
10 июля 1951 года я получил повестку из военкомата о призыве в Вооруженные Силы Советского Союза и был направлен в Московский военный округ. Получил обмундирование офицера, денежный аванс и, после ряда бесед и проверок органами особого отдела, получил предписание следовать в Центральную группу войск (ЦГВ) в Австрию, которую освободили наши вооруженные силы. По маршруту поездом Москва-Киев-Львов-Чоп- Будапешт-Вена в середине июля 1951 года я прибыл в Вену, в штаб группы войск в Медлинг, пригород столицы, где получил назначение на должность врача артиллерийского полка. Начался новый период уже военной жизни, продолжительностью в 33 календарных года.
В моем полку в те годы служили еще многие офицеры-фронтовики, которые прошли легендарными дорогами войны, были ранены и награждены орденами и медалями за боевые действия. Их рассказы я запомнил на всю жизнь.

В те послевоенные годы вся военная техника в армии была из США, полученная по ленд-лизу. Моя санитарная машина – грузовик фирмы «Студебеккер» – позволила мне побывать во многих местах Австрии. Даже во время холодной войны, когда Австрия была разделена на четыре зоны, контролируемые СССР, США, Англией и Францией. Моя часть несла службу на демаркационной линии, когда посты были только на автострадах и железной дороге. Однако народ Австрии относился к нам хорошо, никаких акций не допускал, но социализм не принял ни в каком виде. Летом 1955 года по государственному договору войска СССР были выведены из Австрии, и она приняла нейтралитет.
- Врач войсковой части – это служба с утра до вечера, днями и ночами, полевые занятия, оказание врачебной помощи, профилактика и учеба у врачей, прошедших фронт, это постоянные стрессы и напряжение, особенно в трудной местности.
В 1955 году мне выпало нести службу на Украине, в ее западной части, когда велась борьба с бандеровщиной, затем в Туркмении, где еще господствовали феодальные порядки, в Казахстане, на целине. С мая 1957 года стал целенаправленно заниматься терапией, пройдя курсы усовершенствования в медицинской академии. Прошел путь от врача-терапевта медсанбата полевого и армейского госпиталей до окружного клинического военного госпиталя Московского военного округа в Подольске, от ординатора до начальника отделения, от лейтенанта до полковника медицинской службы. Закончил армейский путь в должности главного терапевта 2-й гвардейской общевойсковой армии Группы советских войск в Германии в августе 1982 года.

Будучи начальником специализированного отделения военного госпиталя в Подольске, я лечил многих военных отставников. Были среди них и Герои Советского Союза, и кавалеры трех орденов Славы, настоящие фронтовики. Сейчас почти все они ушли из жизни. Проходя мимо администрации Подольска, вижу их фотографии среди почетных граждан города и вспоминаю. Вечная им слава.
- Вадим Николаевич Грошев награжден медалями и орденами, в том числе медалями «За заслуги перед городом» 1 и 2 степеней и медалью «За верность Подольску».
Газета «Местные вести» № 6 от 21 февраля 2020