Преподаватель истории лицея №23 Андрей Метельский вошел в областную «золотую сотню», так называемый ТОП-100, учителей Подмосковья, став автором учебно-исторических цифровых презентаций, с помощью которых «визуализировал историю». О том, как ему это удалось, он рассказал корреспонденту «МВ».

Презентация помогает

МЕДИАЦЕНТР — 17 октября, ПОДОЛЬСК — – Андрей Леонидович, что побудило вас заняться визуализацией исторических эпох?

– Для истории как предмета, очень важна наглядность. Современным ученикам трудно себе представить, как происходили на самом деле исторические события много веков назад. А иллюстрации и видео зачастую дают о прошедшей эпохе самое живое и яркое представление.

Этим проектом я занимался много лет. Для начала находил какие-то интересные моменты в документальных фильмах, которые были связаны с тем или иным конкретным историческим периодом, включая их в презентации. И понял, что это помогает усвоению учащимися исторического материала. В презентациях у меня есть карты, иллюстрации, видеофайлы – все то, что современные ученики воспринимают легко. В итоге был создан целый ряд видеопособий, которые охватывают весь период истории России, начиная от призвания варягов и заканчивая нашим временем. Использование презентаций очень положительно отразилось на успеваемости и сдаче ЕГЭ, мои ученики стали побеждать и на олимпиадах по истории.

– Какие события лучше изучать с помощью ваших презентаций?

– Как правило, сложные периоды истории – ту же Гражданскую войну, например. Ученикам ведь надо разбираться в идеях, идеологии 1920-х годов, причинах и итогах войны между красными и белыми. Это на самом деле очень сложная задача. В то время возникло много аббревиатур, трудных для запоминания – ВЧК, Наркомвоенмор, Наркомпрос, РККА и так далее. А для сдачи ЕГЭ надо знать все эти термины и понимать, к какой исторической эпохе они относятся.

– Как происходит презентация исторических событий?

– В ней есть специальное интерактивное меню. Нажимаешь виртуальную кнопку и попадаешь в нужный раздел. Если ищешь видео – попадаешь на видео. Если нужны карты – попадаешь на карты. Так легко можно найти необходимый учебный материал. Все это быстро делается через систему гиперссылок, благодаря программе Power Point, которая открывает большое окно возможностей для подачи и усвоения материала.

Но я не злоупотребляю видеоматериалом, потому что считаю, что живого учителя и живого общения не заменит никакой фильм и никакая программа. Главное – это обсуждение увиденного и прочитанного

Редкое предпочтение

– Почему вы стали историком, для мужчины – это довольно редкое предпочтение?

– Мой отец – профессиональный филолог и историк. Он в свое время окончил историко-филологический факультет университета. И мне всегда были близки гуманитарные предметы. А история вызывала самый неподдельный интерес. И хотя я окончил математический класс четвертой климовской школы, потом поступил на исторический факультет.

– Вы всю жизнь проработали в школе?

– Я начал свою преподавательскую деятельность после службы в армии в первой климовской школе. Затем какое-то время трудился в Подольской средней школе №25. Я до сих пор очень благодарен директорам этих школ (тоже историкам, кстати) – Сергею Чугунову и Дмитрию Панкову. Они стали моими наставниками. Некоторое время я работал в комитете по образованию Московской области, был заведующим Климовским гороно. Очень интересным этапом жизни была работа директором в российско-финском колледже. Колледж был создан в поселке Львовский на базе местного ПТУ-93. Он должен был готовить фермеров по специальной программе, разработанной в Финляндии. В нем работали преподаватели из этой страны, был свой переводчик. Дети ездили на практику в Страну тысячи озер. У них был шанс поступить в финские лесотехнические и сельскохозяйственные вузы – при условии, что они выучат язык страны Суоми.

Позже я снова вернулся в школу и стал работать учителем истории. В этих стенах – огромный простор для творчества. Здесь учитель развивается вместе со своими учениками и видит результаты своего труда. Это взаимное влияние, которое очень способствует и взаимному развитию.

– Какое историческое событие вызывает у вас наибольший интерес?

– Конечно, Великая Отечественная война. Именно ей посвящены три моих самых больших и очень подробных презентации. История нашей страны – это история масштабных событий. А в них всегда много тайн, неизвестных периодов и белых пятен. К сожалению, школьная программа уделяет Великой Отечественной войне очень мало времени.

– Вы ездите на какие-нибудь познавательные экскурсии с детьми?

– Стараемся делать это регулярно. Очень интересными были тематические экскурсии в Суздаль, Владимир, Нижний Новгород и Городец. Прошлым летом, например, мы посетили Севастополь. Но это было еще до эпидемии ковида, в июне 2019 года. Мы побывали во многих городских музеях, посетили панораму «Оборона Севастополя», диораму «Штурм Сапун-горы». Кстати, мало кто знает, что во время Русско-турецкой войны, в 1774 году, в Крыму, недалеко от Алушты, в сражении у деревни Шума отличился подполковник (тогда еще) русской армии – Михаил Кутузов. Это было начало его звездной военной карьеры, которая навсегда обеспечила ему достойное место в истории России.

Вырастить последователей

На уроке у Андрея Метельского, создателя интерактивной программы по изучению истории России от Древней Руси до наших дней

– Кто-то из ваших учеников пошел по вашим стопам?

– Конечно. Их много. Недавно, например, один из моих выпускников – Дима Панасюк – поступил на факультет мировой экономики и политики Высшей школы экономики. Его специализация – востоковедение. Он решил стать профессиональным японистом, и сейчас изучает китайский, японский язык, иврит, культуру и экономику стран Востока. Вот что любовь к истории делает…

– В своих презентациях вы подчеркиваете, что в истории России до сих пор – масса неразгаданных загадок…

– Это действительно так. Помните, в свое время в Новгороде нашли знаменитые письма на бересте?

Некоторые из них были написаны самыми обычными людьми. В этих «берестяных посланиях» с адресатом обсуждались земные, бытовые проблемы. Это было замечательное открытие, которое перевернуло все наше представление об эпохе Древнерусского государства

Ведь ранее считалось, что население Руси, в массе своей, было повально безграмотным. Мол, только знать могла позволить себе роскошь быть грамотной и уметь читать и писать. А берестяное письмо наглядно продемонстрировало, что это – заблуждение. Выяснилось, что тогда грамотными были даже простолюдины. А сколько таких загадок нам еще предстоит разгадать.

Газета «Местные вести» № 40 от 16 октября 2020
Игорь Моисеев