120 лет назад в Подольске был создан завод швейных машин

Газета «Местные вести» № 37 от 25 сентября 2020
Людмила Толстухина

1. Стежок… Еще стежок…

Исаак Меррит Зингер

Гениальные мысли просты, в самой их логической простоте часто и заключается гениальность. Швейная машина, бесспорно, принадлежит к числу выдающихся изобретений. Попытки создать ее предпринимались с давних пор и не единожды, но лишь в 1845 году американскому механику Элиасу Хоу удалось построить первую практически годную швейную машину, дававшую двойную строчку и делавшую 300 стежков в минуту. И хотя патент на изобретение был приобретен в Англии, родиной швейной машины по праву считается Америка: здесь она нашла благоприятную почву и прошла свою замечательную эволюцию, явив миру Исаака Зингера – личность колоритную и уникальную. Механик, изобретатель, предприниматель и даже актер (!) – именно он сумел дать швейной машине вторую жизнь, воплотив ее в гигантскую индустрию.

Исаак Зингер родился 27 октября 1811 года в г. Питтсбурге, штат Нью-Йорк. Он рано, в 12 лет, ушел из родительского дома, так что школой – и теоретической, и практической – стала для него сама жизнь. Никогда не задерживаясь подолгу на одном месте, Исаак много ездил, работая механиком, постоянно что-то изобретал, в душе лелея давнюю свою мечту – играть в театре. Однажды, выгодно продав патент на изобретение буровой машины, он все-таки основал свою труппу.

Но известность Зингеру принесла швейная машина. В 1851 году на основе уже имевшихся разработок он создал свою, наиболее совершенную конструкцию и сумел добиться признания.

2. Вот компания какая!

В 1854 году в Нью-Йорке Исааком Зингером совместно с Эдуардом Кларком была учреждена компания «I.M. Singer & Compani», а в штате Нью-Джерси основан завод по производству швейных машин. Предприятие росло и развивалось. Секрет успеха заключался не только в популярности самой продукции, но и в результате новаторских рыночных стратегий. Зингер один из первых поверил в могущество рекламы и тратил на нее миллионы долларов. Уникальная по тем временам система продаж в рассрочку позволила компании к 1863 году завоевать мировую известность и лидерство.

В пору своего расцвета, в 60-х годах прошлого столетия, компания «Зингер» вступила на российский рынок. Согласно заключенному договору вся торговля швейными машинами была сосредоточена в руках Георга Нейдлингера, германского подданного, именовавшегося «главным агентом для Европы», имевшего головной склад в Гамбурге и 65 отделений в России.

Когда с легкой руки Нейдлингера зингеровские машины прочно обосновались на рынке, руководство компании принимает решение всю торговлю взять в свою руки и в 1897 году основывает акционерное общество «Мануфактурная компания Зингер» (с 1901 года – «Компания Зингер в России»). Учредителями стали президент американской компании Фредерик Борн, вице-президент англичанин Дуглас Александер, а во главе правления вплоть до 1902 года стоял все тот же Георг Нейдлингер.

3. «Приступлено к постройке завода…»

Однако ввоз готовых швейных машин из-за рубежа требовал немалых затрат, что приводило к удорожанию машин и, как следствие, к затруднениям в их сбыте, особенно в связи с обострением конкурентной борьбы. Так возникла идея основать в России собственный механический завод – наподобие тех, что уже существовали в Великобритании, Германии и других европейских странах. Выбор пал на Подольск, который в ту пору был провинциальным городом с пятью тысячами жителей. В протоколе от 7 ноября 1900 года заседания акционеров компании «Зингер» записано: «…летом 1900 г. обществом приобретен у города Подольска участок земли для осуществления главной цели общества, выраженной в параграфе I устава, и на этом участке уже приступлено к постройке завода значительных размеров для фабрикации в России швейных машин как для продажи внутри империи, также и для вывоза за границу…»

Начатое строительство внесло в город небывалое оживление. В сферу его интересов были вовлечены многие сотни людей. Всем был известен и директор Диксон, который в городе стал одним из первых лиц.

Вальтер Франк Диксон

Вальтер Франк Диксон, американский гражданин, родителями которого были британские подданные (отец – канадец, мать – англичанка), приехал в Россию в 1895 году работать инженером-строителем на заводах Сормова Нежегородской губернии. В 1898 году он женился на Людмиле Ивановне Биджевской. В Подольск Диксоны приехали в 1900 году уже втроем: сыну Владимиру едва исполнилось три месяца.

Величали директора по-нашему, Василием Васильевичем. Хотя был Диксон типичным американцем: высокого роста, прямой, худощавый, с небольшими рыжеватыми усами, всегда собранный, безукоризненно одетый. По-русски говорил довольно хорошо, в обращении – корректен, раздражался редко, но, сорвавшись, разносил и бушевал. Признаком бурного настроения являлась нахлобученная на лоб шляпа или кепка. В такой момент мастера в цехе старались не попадаться ему на глаза…

С рождением предприятия появилась в Подольске новая традиция – каждый год 30 августа (12 сентября по новому стилю) совершалась торжественная церемония: у главной конторы, при большом стечении народа и неизменном присутствии директора с администрацией, служился молебен в честь святого Александра Невского. День этот считался днем основания завода.

4. «Где были поля, там со сказочной быстротой возник новый Подольск»

Диксон с инженерным и мастерским составом

Завод строился быстро, оборудовался по последнему слову техники того времени. В городе появились высококвалифицированные, грамотные рабочие: токари, слесари, фрезеровщики, столяры – в основном, конечно, из числа местных жителей, но немало было и тех, кто приехал сюда из промышленных городов России. С развитием производства численность их к середине 1914 года увеличилась более чем в семь раз.
В 1902 году начался выпуск отдельных деталей для так называемых семейных (бытовых) швейных машин, а к 1913 году валовая прибыль возросла в семь с лишним раз, выпуск машин семейного типа достиг более 600 тысяч штук (почти по 2500 в день) – максимума из всего, что производилось в предыдущие и последующие (досоветские) годы.

Продавались швейные машины в фирменных магазинах, которые – более 3000 – были разбросаны по всей Российской империи и имели целую армию служащих в общей сложности 20000 человек. При каждом магазине имелась «мастерская для починок» (гарантийная мастерская); бесплатно обучали здесь шитью и вышиванию. Система продаж в рассрочку по-прежнему пользовалась большой популярностью. Качество же выпускаемой продукции не уступало, благодаря высокому уровню технического оснащения, качеству заграничных машин. Компания «Зингер» заслужила даже право быть «Поставщиком Двора Его Императорского Величества».

В «Историко-экономическом очерке г. Подольска и уезда» К.А. Голосова (1927 г.) читаем: «Постройка механического завода (бывший «Зингер и Ко)… одного из крупнейших промышленных предприятий в России, оборудованного по последнему слову техники с чисто американским размахом, сильно отразилась на экономическом росте и населении города… Где были поля и места выгона скота, там со сказочной, можно сказать, быстротой возник новый Подольск…

Как поразительно быстро разросся город, видно из сопоставления цифр его населенности и числа владений до и после постройки Зингеровского завода. По переписи 1897 года в городе Подольске было 3798 человек, из них 2239 мужчин и 1559 женщин, а в 1915–1916 годах число жителей доходило до 18000 человек…»

5. На переломе

Первая мировая война разрушила все планы: производство швейных машин сократилось, а один из новых корпусов так и не пришлось использовать по назначению – по соглашению с Земельно-городским союзом «Земгор» он был передан под производство снарядов.

Год 1917-й стал переломным в истории подольского предприятия. Чтобы не допустить окончательного его закрытия, компания «Зингер» передала завод в аренду Временному правительству на льготных условиях. А 30 ноября 1918 года в газете «Экономическая жизнь» было опубликовано сообщение президиума ВСНХ о его национализации.

6. Даёшь советскую машинку!

Павел Дмитриевич Меньшиков

Первая мировая война и Октябрьская революция отразились на судьбе предприятия, которое было национализировано и оказалось на грани закрытия. Деятельность его возобновилась после выхода специального постановления Совнаркома, подписанного В.И. Лениным. Нелегко пришлось Павлу Дмитриевичу Меньшикову, принявшему на себя руководство предприятием. К тому же весной 1918-го правительством было принято решение в сжатые сроки завершить строительство законсервированного медно-кабельного завода «Шамшин и Ко», чтобы организовать там ремонт паровозов. На достройке и оборудовании «Пароремонта» бывшие зингеровцы принимали самое активное участие, а вскоре последовало новое решение – объединить два предприятия под единым руководством коллегии представителей Подольского завода во главе с директором П.Д. Меньшиковым.

Дальнейшее свое существование значительно сократившийся коллектив завода поддерживал за счет выпуска магнето, столовых весов, веретен, а также продукции ширпотреба. Прошло долгих шесть лет, прежде чем с заводского конвейера сошла первая советская бытовая швейная машина, а в 1931-м – промышленная.

7. Особо важное задание

Все – на нужды обороны

Производственный механизм набирал обороты, велось техническое перевооружение. Великолепные перспективы – если бы не Великая Отечественная война…

Осенью 1941-го предприятие опустело – оборудование и люди были эвакуированы. Те же, кто остался в городе, приступили к освоению новых заказов, на сей раз сугубо военных. Работали без выходных – если не на производстве, то на строительстве оборонительных рубежей. Многие заводчане добровольцами сражались в составе рабочего полка.

Развивая мощности, предприятие уже к концу первого квартала 1942 года имело в своем составе цехи: литейный, кузнечно-штамповочный, механический, сборочный, тарно-упаковочный и цехи вспомогательного производства. Парк оборудования постепенно пополнялся. Возросло также число работающих. В апреле их было уже 1815 человек, а к концу года – 3816. Дальнейшая механизация производства и улучшение технологического процесса позволили увеличить выпуск военной продукции к концу 1942 года более чем в 13 раз.

С марта 1943 года из цехов ПМЗ начала выходить продукция артиллерийского назначения. Июнь–июль ознаменовались пуском нового изделия – авиационной бомбы. Завод вырастал, здесь трудились уже более 5 тысяч человек, выпуск продукции возрос еще в два с лишним раза.

9 июня 1944 года на знамя предприятия был прикреплен первый орден – Трудового Красного Знамени. Родина по достоинству оценила трудовой подвиг тыловиков.

8. Лидер отечественного машиностроения

Там, где рождается «зигзаг»: на сборке «Чаек»

После Победы промышленность постепенно восстанавливалась, но к швейным машинам на Подольском механическом приступили не сразу, освоив производство нехитрого ширпотреба, мебели и другой продукции. Лишь в 1946 году была выпущена обновленная и усовершенствованная машина класса 1А, обладателями которой за год стали 16000 семей. Три года спустя эта цифра уже в два раза превышала довоенный выпуск. В 1946 году заводу было присвоено имя Всесоюзного старосты М.И. Калинина, побывавшего здесь в октябре 1928-го.

В последующие годы Подольский механический завод наращивал свой потенциал, нередко «перестраиваясь на марше», чтобы выполнить сторонние заказы министерства: выпускались даже ткацкие станки и компрессорные станции, а в январе 1952-го на территории ПМЗ появился «Подольский завод Счетмаш» во главе с директором Д.Г. Солнцевым по производству пишущих машинок «Москва».

Но неизменным оставалось главное направление: орденоносное предприятие, по численности (более 20 тысяч человек) и масштабам производства по праву считавшееся одним из лидеров отечественного машиностроения, обеспечивало нашу легкую промышленность промышленными швейными машинами, а бытовая машина, выпускавшаяся в Подольске (до двух миллионов в год!), являлась практически единственной для рукоделия в семье.

В октябре 1963 года было принято решение перейти на выпуск машин улучшенной конструкции взамен устаревших класса 1-М. Так появилась швейная машинка 2М. А в 1965-м из заводского «гнезда» вылетела знаменитая «Чайка» – швейная многооперационная машина «зигзаг», названная в честь первой женщины-космонавта Валентины Терешковой. Внедрялись в производство новые, более совершенные модели.

Невиданными темпами строятся жилье, новые детские учреждения, расширяется пионерский лагерь «Кузнечики», открываются туристический лагерь «Сосновый городок», стадион «Труд», новая заводская больница.

За успехи в выполнении семилетнего плана 152 калининца награждены орденами и медалями, а формовщику цеха №1 В.Н. Волгину были вручены орден Ленина и Золотая Звезда Героя Социалистического Труда.

И.И.Поночевный – Памятный знак ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ

5 марта 1971 года в Доме культуры им. Лепсе состоялось торжественное собрание по случаю вручения ПМЗ им. Калинина ордена Ленина. А вскоре полку награжденных прибыло: более 200 калининцев были удостоены орденов и медалей; бригадиру слесарей цеха №59 В.Г. Семенову присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В 1981-м родилось производственное объединение «Подольскшвеймаш», куда вошли механический завод из Гусь-Хрустального, в 1984-м – Катунский механический завод, Абаканский, Сызранский завод запчастей, чуть позже – Майдаковский завод «Швеймаш».

Перемены коснулись и головного, подольского завода: на его территории выросли окрасочно-сборочный корпус, здание бытовых помещений.

Торжественно открыли Дворец спорта, сдали в эксплуатацию жилой дом на Литейной, в деревне Захарьино организовали подсобное хозяйство по откорму молодняка крупного рогатого скота. Появилась своя оздоровительная база в Крыму, а на заводском пруду поселились первые пернатые жильцы – лебеди…

9. На пути к рынку

Глава города А.В. Никулин и президент ОАО «Зингер» Г.А. Комаренко проводят рабочую встречу на производственной площадке, начало 2000-х гг.

В 1990-м предприятия Минлегпищемаша передали «под крыло» Министерства обороны, которое за новое подольское детище взялось основательно. Получили новое оборудование (порядка двух тысяч единиц) и технологии, выдали 1750 тысяч бытовых машин – максимум из того, что выпускалось за последние тридцать лет. Резко увеличился и выпуск проммашин – до 40 тысяч в год. В 1992-м приняли дополнительно около 5 тысяч человек, но даже с такой численностью не успевали наращивать объемы. Создали современный складской комплекс, завершили строительство профилактория, на базе отдыха «Сосновый городок» в Калужской области поставили девять коттеджей, капитально отремонтировали пионерский лагерь, сдали в эксплуатацию 400-квартирный дом, заложили МЖК на Силикатной, общежитие, подготовили проекты новых жилых домов.

История предприятия, вернувшего историческое название – «Зингер», продолжалась уже в рыночных условиях. В январе 2001 года было официально зарегистрировано некоммерческое партнерство «ЗИНГЕР-СКИФ» («Союз компаний и фирм») под руководством генерального директора Г.А. Комаренко. Участников этого союза связывают не только единая территория, здания, сооружения, коммуникации, дороги, топливно-энергетический комплекс, но и, что очень важно, – общие интересы в области развития новых проектов.

* * *

За сто двадцать лет российскому «Зингеру» довелось пережить многое. Как в зеркале, отразилась его судьба в судьбе страны. Большая жизнь, интересная история, которую творили и творят – люди. Целые поколения подольчан трудились на заводе, снискав ему добрую славу. На всю страну известны были династии Люсиных, Варюшенковых, Хрунковых, Кузнецовых и многие, многие другие.

И сегодня предприятие является одним из градообразующих в городском округе, вносит весомый вклад в его социально-экономическое развитие. В числе первых в Московской области здесь воплотили в реальность идею создания на старых промышленных площадях технопарков, которые устойчиво работают и развиваются. Сегодня на территории «ЗИНГЕР-СКИФ» ведут деятельность свыше 500 предприятий и организаций с общей численностью работающих более 6000 человек. В прошлом году с площадки во все уровни бюджета перечислено порядка 1 миллиарда рублей, из них в местный – около 150 миллионов. Поступательное движение вперед продолжается.