120 лет назад в Подольске был создан завод швейных машин
Газета «Местные вести» № 37 от 25 сентября 2020
Людмила Толстухина
1. Стежок… Еще стежок…

Гениальные мысли просты, в самой их логической простоте часто и заключается гениальность. Швейная машина, бесспорно, принадлежит к числу выдающихся изобретений. Попытки создать ее предпринимались с давних пор и не единожды, но лишь в 1845 году американскому механику Элиасу Хоу удалось построить первую практически годную швейную машину, дававшую двойную строчку и делавшую 300 стежков в минуту. И хотя патент на изобретение был приобретен в Англии, родиной швейной машины по праву считается Америка: здесь она нашла благоприятную почву и прошла свою замечательную эволюцию, явив миру Исаака Зингера – личность колоритную и уникальную. Механик, изобретатель, предприниматель и даже актер (!) – именно он сумел дать швейной машине вторую жизнь, воплотив ее в гигантскую индустрию.
Исаак Зингер родился 27 октября 1811 года в г. Питтсбурге, штат Нью-Йорк. Он рано, в 12 лет, ушел из родительского дома, так что школой – и теоретической, и практической – стала для него сама жизнь. Никогда не задерживаясь подолгу на одном месте, Исаак много ездил, работая механиком, постоянно что-то изобретал, в душе лелея давнюю свою мечту – играть в театре. Однажды, выгодно продав патент на изобретение буровой машины, он все-таки основал свою труппу.
Но известность Зингеру принесла швейная машина. В 1851 году на основе уже имевшихся разработок он создал свою, наиболее совершенную конструкцию и сумел добиться признания.
2. Вот компания какая!
В 1854 году в Нью-Йорке Исааком Зингером совместно с Эдуардом Кларком была учреждена компания «I.M. Singer & Compani», а в штате Нью-Джерси основан завод по производству швейных машин. Предприятие росло и развивалось. Секрет успеха заключался не только в популярности самой продукции, но и в результате новаторских рыночных стратегий. Зингер один из первых поверил в могущество рекламы и тратил на нее миллионы долларов. Уникальная по тем временам система продаж в рассрочку позволила компании к 1863 году завоевать мировую известность и лидерство.
В пору своего расцвета, в 60-х годах прошлого столетия, компания «Зингер» вступила на российский рынок. Согласно заключенному договору вся торговля швейными машинами была сосредоточена в руках Георга Нейдлингера, германского подданного, именовавшегося «главным агентом для Европы», имевшего головной склад в Гамбурге и 65 отделений в России.
Когда с легкой руки Нейдлингера зингеровские машины прочно обосновались на рынке, руководство компании принимает решение всю торговлю взять в свою руки и в 1897 году основывает акционерное общество «Мануфактурная компания Зингер» (с 1901 года – «Компания Зингер в России»). Учредителями стали президент американской компании Фредерик Борн, вице-президент англичанин Дуглас Александер, а во главе правления вплоть до 1902 года стоял все тот же Георг Нейдлингер.
3. «Приступлено к постройке завода…»

Однако ввоз готовых швейных машин из-за рубежа требовал немалых затрат, что приводило к удорожанию машин и, как следствие, к затруднениям в их сбыте, особенно в связи с обострением конкурентной борьбы. Так возникла идея основать в России собственный механический завод – наподобие тех, что уже существовали в Великобритании, Германии и других европейских странах. Выбор пал на Подольск, который в ту пору был провинциальным городом с пятью тысячами жителей. В протоколе от 7 ноября 1900 года заседания акционеров компании «Зингер» записано: «…летом 1900 г. обществом приобретен у города Подольска участок земли для осуществления главной цели общества, выраженной в параграфе I устава, и на этом участке уже приступлено к постройке завода значительных размеров для фабрикации в России швейных машин как для продажи внутри империи, также и для вывоза за границу…»
Начатое строительство внесло в город небывалое оживление. В сферу его интересов были вовлечены многие сотни людей. Всем был известен и директор Диксон, который в городе стал одним из первых лиц.

Вальтер Франк Диксон, американский гражданин, родителями которого были британские подданные (отец – канадец, мать – англичанка), приехал в Россию в 1895 году работать инженером-строителем на заводах Сормова Нежегородской губернии. В 1898 году он женился на Людмиле Ивановне Биджевской. В Подольск Диксоны приехали в 1900 году уже втроем: сыну Владимиру едва исполнилось три месяца.
Величали директора по-нашему, Василием Васильевичем. Хотя был Диксон типичным американцем: высокого роста, прямой, худощавый, с небольшими рыжеватыми усами, всегда собранный, безукоризненно одетый. По-русски говорил довольно хорошо, в обращении – корректен, раздражался редко, но, сорвавшись, разносил и бушевал. Признаком бурного настроения являлась нахлобученная на лоб шляпа или кепка. В такой момент мастера в цехе старались не попадаться ему на глаза…
С рождением предприятия появилась в Подольске новая традиция – каждый год 30 августа (12 сентября по новому стилю) совершалась торжественная церемония: у главной конторы, при большом стечении народа и неизменном присутствии директора с администрацией, служился молебен в честь святого Александра Невского. День этот считался днем основания завода.
4. «Где были поля, там со сказочной быстротой возник новый Подольск»

Завод строился быстро, оборудовался по последнему слову техники того времени. В городе появились высококвалифицированные, грамотные рабочие: токари, слесари, фрезеровщики, столяры – в основном, конечно, из числа местных жителей, но немало было и тех, кто приехал сюда из промышленных городов России. С развитием производства численность их к середине 1914 года увеличилась более чем в семь раз.
В 1902 году начался выпуск отдельных деталей для так называемых семейных (бытовых) швейных машин, а к 1913 году валовая прибыль возросла в семь с лишним раз, выпуск машин семейного типа достиг более 600 тысяч штук (почти по 2500 в день) – максимума из всего, что производилось в предыдущие и последующие (досоветские) годы.
Продавались швейные машины в фирменных магазинах, которые – более 3000 – были разбросаны по всей Российской империи и имели целую армию служащих в общей сложности 20000 человек. При каждом магазине имелась «мастерская для починок» (гарантийная мастерская); бесплатно обучали здесь шитью и вышиванию. Система продаж в рассрочку по-прежнему пользовалась большой популярностью. Качество же выпускаемой продукции не уступало, благодаря высокому уровню технического оснащения, качеству заграничных машин. Компания «Зингер» заслужила даже право быть «Поставщиком Двора Его Императорского Величества».
В «Историко-экономическом очерке г. Подольска и уезда» К.А. Голосова (1927 г.) читаем: «Постройка механического завода (бывший «Зингер и Ко)… одного из крупнейших промышленных предприятий в России, оборудованного по последнему слову техники с чисто американским размахом, сильно отразилась на экономическом росте и населении города… Где были поля и места выгона скота, там со сказочной, можно сказать, быстротой возник новый Подольск…
Как поразительно быстро разросся город, видно из сопоставления цифр его населенности и числа владений до и после постройки Зингеровского завода. По переписи 1897 года в городе Подольске было 3798 человек, из них 2239 мужчин и 1559 женщин, а в 1915–1916 годах число жителей доходило до 18000 человек…»
5. На переломе
Первая мировая война разрушила все планы: производство швейных машин сократилось, а один из новых корпусов так и не пришлось использовать по назначению – по соглашению с Земельно-городским союзом «Земгор» он был передан под производство снарядов.
Год 1917-й стал переломным в истории подольского предприятия. Чтобы не допустить окончательного его закрытия, компания «Зингер» передала завод в аренду Временному правительству на льготных условиях. А 30 ноября 1918 года в газете «Экономическая жизнь» было опубликовано сообщение президиума ВСНХ о его национализации.
6. Даёшь советскую машинку!

Первая мировая война и Октябрьская революция отразились на судьбе предприятия, которое было национализировано и оказалось на грани закрытия. Деятельность его возобновилась после выхода специального постановления Совнаркома, подписанного В.И. Лениным. Нелегко пришлось Павлу Дмитриевичу Меньшикову, принявшему на себя руководство предприятием. К тому же весной 1918-го правительством было принято решение в сжатые сроки завершить строительство законсервированного медно-кабельного завода «Шамшин и Ко», чтобы организовать там ремонт паровозов. На достройке и оборудовании «Пароремонта» бывшие зингеровцы принимали самое активное участие, а вскоре последовало новое решение – объединить два предприятия под единым руководством коллегии представителей Подольского завода во главе с директором П.Д. Меньшиковым.
Дальнейшее свое существование значительно сократившийся коллектив завода поддерживал за счет выпуска магнето, столовых весов, веретен, а также продукции ширпотреба. Прошло долгих шесть лет, прежде чем с заводского конвейера сошла первая советская бытовая швейная машина, а в 1931-м – промышленная.
7. Особо важное задание

Производственный механизм набирал обороты, велось техническое перевооружение. Великолепные перспективы – если бы не Великая Отечественная война…
Осенью 1941-го предприятие опустело – оборудование и люди были эвакуированы. Те же, кто остался в городе, приступили к освоению новых заказов, на сей раз сугубо военных. Работали без выходных – если не на производстве, то на строительстве оборонительных рубежей. Многие заводчане добровольцами сражались в составе рабочего полка.
Развивая мощности, предприятие уже к концу первого квартала 1942 года имело в своем составе цехи: литейный, кузнечно-штамповочный, механический, сборочный, тарно-упаковочный и цехи вспомогательного производства. Парк оборудования постепенно пополнялся. Возросло также число работающих. В апреле их было уже 1815 человек, а к концу года – 3816. Дальнейшая механизация производства и улучшение технологического процесса позволили увеличить выпуск военной продукции к концу 1942 года более чем в 13 раз.
С марта 1943 года из цехов ПМЗ начала выходить продукция артиллерийского назначения. Июнь–июль ознаменовались пуском нового изделия – авиационной бомбы. Завод вырастал, здесь трудились уже более 5 тысяч человек, выпуск продукции возрос еще в два с лишним раза.
9 июня 1944 года на знамя предприятия был прикреплен первый орден – Трудового Красного Знамени. Родина по достоинству оценила трудовой подвиг тыловиков.
8. Лидер отечественного машиностроения

После Победы промышленность постепенно восстанавливалась, но к швейным машинам на Подольском механическом приступили не сразу, освоив производство нехитрого ширпотреба, мебели и другой продукции. Лишь в 1946 году была выпущена обновленная и усовершенствованная машина класса 1А, обладателями которой за год стали 16000 семей. Три года спустя эта цифра уже в два раза превышала довоенный выпуск. В 1946 году заводу было присвоено имя Всесоюзного старосты М.И. Калинина, побывавшего здесь в октябре 1928-го.
В последующие годы Подольский механический завод наращивал свой потенциал, нередко «перестраиваясь на марше», чтобы выполнить сторонние заказы министерства: выпускались даже ткацкие станки и компрессорные станции, а в январе 1952-го на территории ПМЗ появился «Подольский завод Счетмаш» во главе с директором Д.Г. Солнцевым по производству пишущих машинок «Москва».
Но неизменным оставалось главное направление: орденоносное предприятие, по численности (более 20 тысяч человек) и масштабам производства по праву считавшееся одним из лидеров отечественного машиностроения, обеспечивало нашу легкую промышленность промышленными швейными машинами, а бытовая машина, выпускавшаяся в Подольске (до двух миллионов в год!), являлась практически единственной для рукоделия в семье.
В октябре 1963 года было принято решение перейти на выпуск машин улучшенной конструкции взамен устаревших класса 1-М. Так появилась швейная машинка 2М. А в 1965-м из заводского «гнезда» вылетела знаменитая «Чайка» – швейная многооперационная машина «зигзаг», названная в честь первой женщины-космонавта Валентины Терешковой. Внедрялись в производство новые, более совершенные модели.
Невиданными темпами строятся жилье, новые детские учреждения, расширяется пионерский лагерь «Кузнечики», открываются туристический лагерь «Сосновый городок», стадион «Труд», новая заводская больница.
За успехи в выполнении семилетнего плана 152 калининца награждены орденами и медалями, а формовщику цеха №1 В.Н. Волгину были вручены орден Ленина и Золотая Звезда Героя Социалистического Труда.

5 марта 1971 года в Доме культуры им. Лепсе состоялось торжественное собрание по случаю вручения ПМЗ им. Калинина ордена Ленина. А вскоре полку награжденных прибыло: более 200 калининцев были удостоены орденов и медалей; бригадиру слесарей цеха №59 В.Г. Семенову присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В 1981-м родилось производственное объединение «Подольскшвеймаш», куда вошли механический завод из Гусь-Хрустального, в 1984-м – Катунский механический завод, Абаканский, Сызранский завод запчастей, чуть позже – Майдаковский завод «Швеймаш».
Перемены коснулись и головного, подольского завода: на его территории выросли окрасочно-сборочный корпус, здание бытовых помещений.
Торжественно открыли Дворец спорта, сдали в эксплуатацию жилой дом на Литейной, в деревне Захарьино организовали подсобное хозяйство по откорму молодняка крупного рогатого скота. Появилась своя оздоровительная база в Крыму, а на заводском пруду поселились первые пернатые жильцы – лебеди…
9. На пути к рынку

В 1990-м предприятия Минлегпищемаша передали «под крыло» Министерства обороны, которое за новое подольское детище взялось основательно. Получили новое оборудование (порядка двух тысяч единиц) и технологии, выдали 1750 тысяч бытовых машин – максимум из того, что выпускалось за последние тридцать лет. Резко увеличился и выпуск проммашин – до 40 тысяч в год. В 1992-м приняли дополнительно около 5 тысяч человек, но даже с такой численностью не успевали наращивать объемы. Создали современный складской комплекс, завершили строительство профилактория, на базе отдыха «Сосновый городок» в Калужской области поставили девять коттеджей, капитально отремонтировали пионерский лагерь, сдали в эксплуатацию 400-квартирный дом, заложили МЖК на Силикатной, общежитие, подготовили проекты новых жилых домов.
История предприятия, вернувшего историческое название – «Зингер», продолжалась уже в рыночных условиях. В январе 2001 года было официально зарегистрировано некоммерческое партнерство «ЗИНГЕР-СКИФ» («Союз компаний и фирм») под руководством генерального директора Г.А. Комаренко. Участников этого союза связывают не только единая территория, здания, сооружения, коммуникации, дороги, топливно-энергетический комплекс, но и, что очень важно, – общие интересы в области развития новых проектов.
* * *
За сто двадцать лет российскому «Зингеру» довелось пережить многое. Как в зеркале, отразилась его судьба в судьбе страны. Большая жизнь, интересная история, которую творили и творят – люди. Целые поколения подольчан трудились на заводе, снискав ему добрую славу. На всю страну известны были династии Люсиных, Варюшенковых, Хрунковых, Кузнецовых и многие, многие другие.
И сегодня предприятие является одним из градообразующих в городском округе, вносит весомый вклад в его социально-экономическое развитие. В числе первых в Московской области здесь воплотили в реальность идею создания на старых промышленных площадях технопарков, которые устойчиво работают и развиваются. Сегодня на территории «ЗИНГЕР-СКИФ» ведут деятельность свыше 500 предприятий и организаций с общей численностью работающих более 6000 человек. В прошлом году с площадки во все уровни бюджета перечислено порядка 1 миллиарда рублей, из них в местный – около 150 миллионов. Поступательное движение вперед продолжается.