Практически каждая семья хранит воспоминания предков, сражавшихся в Великую Отечественную войну за свободу нашей Родины. Наградные листы, медали, черно-белые фотографии и истории, передающиеся из уст в уста, из поколения в поколение – то немногое, что осталось нам от людей, прошедших страшные испытания 40-х годов минувшего века. Независимость страны, сохраненная ценой бесчисленных человеческих жизней в войне с нацистской Германии, сейчас многим кажется естественной и привычной. Но мы должны помнить, кому обязаны свободой своей страны.

Назвали в честь местночтимого старца

Илларион Васильевич Лавров

МЕДИАЦЕНТР — 24 мая, ПОДОЛЬСК — Мой прадед Илларион Васильевич Лавров родился 22 октября 1900 года в селе Троекурово Лебедянского уезда Тамбовской области. Родители назвали его в честь местночтимого старца Илариона Троекуровского, основателя действующего до сих пор Троекуровского женского монастыря.

В родном селе Илларион был конюхом, а после Октябрьской революции 1917 года уехал жить в Подольск, где устроился работать шофером. Здесь он женился на Федосье Дмитриевне, переехавшей в город из Благовещенска. 22 мая 1926 года у них родился первенец Владимир.

В феврале 1943-го Илларион Васильевич вступил в Красную Армию, а в ноябре того же года отец и сын вдвоем ушли добровольцами на фронт. В Подольском районном военкомате решили отправить Владимира на Прибалтийский фронт, а Иллариона – на Ленинградский.

Ниже пояса – не его тело

На фронте Илларион служил шофером 619-й отдельной автороты подвоза 53-й гвардейской стрелковой Тартуской Краснознаменной дивизии Ленинградского фронта. Помню историю, которую передала мне мама – ей ее рассказал Илларион Васильевич, когда она была маленькая: «Лежа ночью в сыром окопе, дед был оглушен взрывом и мгновенно почувствовал, что истекает кровью. В ужасе он стал ощупывать себя, думая, что ему только что оторвало ноги. Дед постарался перевернуться, и, к огромному удивлению, у него это получилось. Тогда он с усилием наклонился к ногам и обнаружил, что жуткое месиво ниже пояса – не его тело. Он выдохнул с облегчением и, переведя дух, наконец осознал, что произошло: вражеский снаряд попал в стоявшую рядом лошадь. Дед был одновременно испуган, растерян и счастлив». Половину жизни Илларион Васильевич посвятил лошадям, и в итоге именно конь спас его на поле боя.

Илларион участвовал во многих наступательных операциях. За аккуратное вождение, личное мужество и четкое исполнение заданий командования в районе города Мажейкяй на территории современной Литвы 27 июня 1945 прадед был удостоен медали «За боевые заслуги». «Водитель грузовой машины «ЗИС-5» гвардии красноармеец Лавров неоднократно отличался при выполнении приказов командования по подвозу продовольствия и боеприпасов действующим частям дивизии в Прибалтике. Попадал под обстрел и налеты вражеской авиации. Товарищ Лавров проявлял мужество и находчивость, выводя машины из-под огня, чем много раз спасал машину и груз. Прекрасно владеет опытом вождения машины. Товарищ Лавров не имеет ни аварий, ни поломок. Его машина находится в отличном состоянии», – написано в наградном приказе.

Выжил чудом

Владимир Илларионович Лавров

Мой дед Владимир Илларионович Лавров в 17 лет отправился добровольцем на фронт вместе с отцом. Мне сложно сейчас представить, как и почему в семье поддержали это решение юноши, почему он так поступил… Но я запомнила деда как человека волевого и справедливого, который уже в юном возрасте был полон решимости защитить Родину от немецко-фашистских захватчиков, и этой решимости никто не смог в семье противостоять.

После окончания курсов полковой школы Владимир начал службу пулеметчиком на 1-м Прибалтийском фронте в составе 12-й гвардейской стрелковой дивизии. В боях южнее города Шауляй Литовской ССР 3 ноября 1944 года, буквально на второй день службы, Владимира ранило осколком снаряда в шею. Чудом он выжил, но на всю жизнь получил инвалидность и даже временно был признан недееспособным.

Выписавшись из госпиталя после ранения, Владимир прибыл в 183-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион Резерва Главного Командования, где служил телефонистом. В 1944 году он получил повышение и стал командиром отделения связи 29-го гвардейского стрелкового полка. В ноябре того же года был переведен в 183-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион, где продолжил служить командиром отделения связи до 30 ноября 1946 года. Дед награжден медалью «За боевые заслуги» за добросовестную работу и исполнение приказов командования по наведению линии связи в любых условиях; орденом Отечественной войны II степени.

Илларион Васильевич и Владимир Илларионович вернулись после войны в Подольск, где снова начали мирную жизнь. Прадед Илларион продолжил работать шофером, он занялся разво-зом почтовых отправлений, а дед Владимир окончил техникум по специальности механика и вскоре стал начальником автоколонны на Подольском механическом заводе имени Калинина. Владимир был человеком педантичным, обладал писательским талантом, часто писал заметки в газету «Подольский рабочий», любил цветы, выращивал тюльпаны, увлекался фотографией – сам снимал и проявлял снимки. С женой они много путешествовали и объехали практически весь Советский Союз. Своими руками он построил для семьи двухэтажный деревянный дом в районе Шепчинок, который стоит до сих пор, и куда мы часто приезжаем летом. Мои прадед и дед похоронены на одном участке на Подольском городском кладбище «Красная горка». Когда я навещаю могилу своих героев, то часто задаюсь вопросом, гордятся ли они нами, потомками, имеющими сегодня шанс изменить жизнь к лучшему мирным путем?

Газета «Местные вести» № 19 от 22 мая 2020
Виктория Васина