В Ночь искусств в музее «Подолье» представили новую программу о художниках Серебряного века.

МЕДИАЦЕНТР — 11 ноября, ПОДОЛЬСК — 3 ноября в Историко-мемориальном музее-заповеднике «Подолье» в Доме Морозовых прошла новая авторская программа «Знаменитые художники, творившие на подольской земле».

В рамках общероссийской акции «Ночь искусств» автор программы старший научный сотрудник музея Татьяна Монахова познакомила ценителей живописи, которых собралось в музее более 40 человек, с картинами великих художников, чье творчество было связано с подольской землей.

Усадьбы, располагавшиеся в Подольском уезде, стали «обителями муз и вдохновенья» для многих знаменитых художников Серебряного века.

Очарованье русского пейзажа

– Усадьба Дугино (ныне Мещерино Ленинского района) связана с именем замечательного художника Игоря Грабаря, – рассказывает Татьяна Монахова. – Приехав сюда погостить на несколько дней в 1903 году, художник задержался здесь на 13 лет и в последствии даже женился на дочери одного из владельцев усадьбы.

В декабре 1903 года Игорь Грабарь на художественной выставке познакомился с художником Николаем Мещериным, который уговорил его погостить в подмосковной усадьбе Дугино, куда незадолго до него приезжал и Левитан.

Усадьба находилась в двадцати восьми верстах от Москвы на высоком холме, с которого открывались живописные виды на окрестные деревни и русло реки Пахры. Грабарь ехал в Дугино на санях по снежной дороге и, восхищаясь видами, подумал: «Вот она, типичная подмосковная природа!».

Художнику не терпелось писать этюды пейзажей.

Здесь он писал зимние, а затем и весенние этюды усадьбы и ее окрестностей – Чурилково, которую прозвал шутливо Чурилкендорф, Комкино, Колычево.

Дугинский период своей жизни Грабарь оценивал так: «Конечно, я застрял и на вторую зиму, на второй, третий, четвертый и на тринадцатый год, превратившись в одного из дугинских аборигенов. Эти 13 лет были самыми кипучими как в моей художественной деятельности, так и в деятельности литературной, архитектурно-строительной, и в значительной степени в музейной».

– Наиболее интересными картинами, написанными в Дугино в импрессионистический период творчества Грабаря, можно назвать «Утренний чай», «За самоваром», «Хризантемы», «Морозное утро» и другие, – поясняет Татьяна Монахова.

Игорь Эммануилович Грабарь намного пережил своего друга. В 1916 году Николай Мещерин умер, когда ему было пятьдесят два года. Художника похоронили недалеко от усадьбы Дугино – в Лукинском Крестовоздвиженском монастыре. Вскоре после революции Даниловскую фабрику национализировали. В советские годы она стала называться «Московской хлопчатобумажной фабрикой имени М.В. Фрунзе». Вдова художника Мещерина Лидия Ивановна осталась без прежних средств, и ей пришлось продавать картины, в том числе и некоторые работы Грабаря, созданные в Дугино. Николай Мещерин был скромным художником, и в истории он остался в тени знаменитых гостей своей усадьбы.

Два лета в усадьбе Меньшово

– Еще один уголок Подольского уезда связан с именем знаменитого художника. Это усадьба Меньшово, расположенная неподалеку от Климовска, которая на два лета, в 1885 и 1886 годах, стала пристанищем известного художника Василия Поленова, – говорит Татьяна Геннадьевна.

До своей усадьбы художник сначала добирался на поезде. Выходил на станции Климовка (с 1903 года – Гривно), а затем на извозчике ехал в Меньшово.

Именно в Подольском уезде он делает зарисовки к своей знаменитой работе «Христос и грешница», рисует очень много сюжетов, навеянных местной природой. Много работ он создал на подольской земле.

На станции Климовка было почтовое отделение, откуда Поленов отправляет несколько писем родственникам и, в первую очередь, своей жене Наталье Васильевне. В одном из писем он как раз и пишет, что «местность замечательная, зеленая, дорога на Юшино, или Юдино, гораздо лучше даже, чем на Подольск. И вообще станция Климовка очень симпатичная».

На даче семью живописца часто посещала сестра Василия Поленова Елена Дмитриевна. Она сама была незаурядным художником. Здесь, в Меньшове, Поленова работала над эскизами костюмов к опере «Снегурочка», премьера которой состоялась в русской частной опере С.И. Мамонтова. Бывал в Меньшове и сам Савва Иванович вместе со своей женой Елизаветой Григорьевной и дочками Александрой и Верой – той самой «Девочкой с персиками». Именно она позировала создателю этой знаменитой картины Валентину Серову.

И если бы не трагические события в жизни семьи Поленова, возможно он остался в усадьбе Меньшово навсегда. В июле 1886 года внезапно заболел сын художника Федя. Врачи не смоги ничем помочь. Мальчик умер 6 августа. Только после его смерти был поставлен диагноз – дизентерия. С тех пор Поленовы в усадьбу больше не приезжали.

Только в конце августа 1887 года, проезжая мимо станции Климовка в Крым, Василий Дмитриевич писал жене:

«…Проезжая мимо дороги, ведущей в Меньшово, живо мне вспомнилось два лета, проведенные там: первое – такое счастливое, и второе – такое печальное. Вспомнилось, как мы в первый раз ехали под страшной грозой и градом».

Из Ивановского в Дубровицы

– Самым, пожалуй, известным художником, который не только побывал, но и жил в Подольске на ул. Зеленовской, был Виктор Борисов-Мусатов, – рассказывает Татьяна Монахова.

Весной 1903 года художник женится, а в декабре Мусатовы переезжают из Саратова в Подольск, поближе к Москве и Петербургу. В этот период он не только писал пейзажи, но и занимался монументальной живописью. Работы Борисова-Мусатова приходились по вкусу не всем. В России его картины мало выставляли и редко покупали, поэтому материальное положение художника было плачевным.

– Чтобы хоть немного поддержать художника, его знакомый Валерий Брюсов заказал ему в начале 1904 года оформление одного альманаха «Северные цветы», над которым Борисов-Мусатов работал в Подольске, – отмечает Татьяна Геннадьевна.

По словам автора программы, любимыми местами художника в Подольске и его окрестностях были усадьбы Ивановское и Дубровицы. Он часто гулял в усадебном парке, заходил в гости к хозяевам, иногда останавливался на несколько дней, и, конечно, рисовал и парк, и усадьбу.

В Подольске им написаны эскизы «Ломоносов читает сонет Екатерине II», «Девушки, застигнутые грозой», «Ветви плакучей березы и ивы». Но работы его не покупают.

Зато в Европе его полюбили и даже избрали членом французского Национального общества изящных искусств.

Со временем его работы получают известность не только в России, но и за границей, успешно экспонируются в городах Германии и Франции. Художника все более влечет монументальная живопись. В 1904-1905 годах он выполняет эскизы к декоративным росписям.

Последней работой художника стала акварель «Реквием» в память об умершем 1905 году друге – Надежде Станюкович. Несмотря на то, что художник уже в это врем не жил в Подольске, некоторые исследователи считают, что в «Реквиеме» использованы зарисовки, сделанные Виктором Борисовым-Мусатовым в Подольске.

Газета «Местные вести» №46 от 8 ноября 2019
Ирина Смирнова
Фото автора