В апреле бригады Подольской подстанции скорой медицинской помощи Южного филиала ГБУЗ «Московская областная станция скорой медицинской помощи» обслужили более 6500 вызовов. В связи со сложной эпидемио-логической обстановкой, на выездах сейчас задействовано до 25 бригад. Врач выездной бригады Людмила Якушкина работает на Подольской подстанции с 2008 года и признается, что работа здесь стала для нее особенной и самой любимой.
МЕДИАЦЕНТР — 16 мая, ПОДОЛЬСК — Вся жизнь Людмилы Васильевны связана с медициной – во время учебы в медицинском университете в Мордовии она работала санитаркой, затем медицинской сестрой в поликлинике, а после обучения по распределению попала в Тольятти, где 20 лет назад и связала свою жизнь со службой скорой помощи.
– Что больше всего вам нравится в вашей работе?
– Я люблю динамичную работу. На скорой каждый вызов особенный. Практически сразу я могу оказать помощь, в которой нуждаются люди, и увидеть плоды своей деятельности. В этом смысле работа в поликлинике всегда казалась мне слишком рутинной. Сейчас я работаю сутки через двое – такой график меня вполне устраивает. Раньше, конечно, было проще, потому что вызовов было значительно меньше.
– Насколько увеличилась нагрузка?
– Примерно на 40%, сейчас наши бригады выезжают на 25-30 вызовов в сутки. Количество госпитализаций выросло и усложнилась маршрутизация. Ближайшие инфекционные больницы и корпуса могут быть заняты, поэтому тратится больше времени на дорогу, чтобы передать больного в свободное медицинское учреждение Московской области.
– А как быть, если пациент не может ждать?
– В каждой машине скорой помощи есть аппарат искусственной вентиляции легких и кислородный баллон для ингаляции кислородом. Для определения насыщенности артериальной крови кислородом мы используем пульсоксиметр. Если пациент находится в тяжелом состоянии, то врач обычно идет в приемные покои и договаривается, чтобы больного приняли вне очереди.
– Как обычно происходит работа непосредственно на вызове?
– Мы выезжаем на вызов, который поступает в диспетчерский центр по номеру 112. На месте мы определяем состояние пациента – берем у него анализ, делаем экспресс-тест, оказываем необходимую первичную помощь и решаем вопрос, требуется ли ему госпитализация.
Поводы для вызовов самые разные, начиная от простуды с высокой температурой, инфарктов, инсультов и аритмий, и заканчивая сломанными конечностями.
Нередко бывает, что по телефону сообщают не полную информацию. Случается, что и диспетчер фиксирует не всю информацию. Например, может поступить вызов по проблемам с животом или сердцем, а на деле оказывается, что пациент недавно вернулся из-за границы, и у него бессимптомно или атипично протекает двусторонняя пневмония, что позже мы диагностируем с помощью компьютерной томографии (КТ).
– Вы как-то готовитесь морально к выездам?
– Я работаю в этой сфере давно, поэтому никакой особой подготовки не нужно. Когда только начинала работать, конечно, бывало трудно. Если ехала на вызов к человеку с травмой на железной дороге, то заранее понимала, что будет сложный случай. К счастью, я человек спокойный и уравновешенный. Пока едем, мысленно настраиваюсь. Пациентов мы стараемся успокаивать, потому что многие напуганы не всегда правдивой информацией, а у некоторых даже происходят истерики.
– Как вы себя ведете в сложных ситуациях?
– Чаще всего нас встречают доброжелательно, хотя бывают и агрессивно настроенные больные, и находящиеся в состоянии алкогольного опьянения. Однако любой инцидент мы решаем сразу на месте. Нужно иметь большое терпение, выдержку и обязательно любить людей, чтобы быть врачом.
– Как относится ваша семья к тому, что вы работаете «на передовой» борьбы с коронавирусом?
– Они поддерживают, но очень за меня волнуются. Возвращаясь домой, я сначала прохожу в санузел, там снимаю всю рабочую одежду, обрабатываю ее, а потом уже выхожу общаться. Кроме этого, для профилактики мы всей семьей пропили соответствующие препараты. Нужно чаще мыть руки и проводить дезинфекцию. Думаю, что этого вполне достаточно, чтобы не заболеть.
К сожалению, многие люди не соблюдают ни самоизоляцию, ни «масочный» режим, который необходим в общественных местах.
Инфекция передается воздушно-капельным путем, и если один человек заболел, то через определенное время он может заразить других. Самоизоляция позволяет ограничить контакты людей и снизить общий процент зараженных. И многое еще зависит от иммунитета.
– Как настроены ваши коллеги?
– В основном все стараются делать свою работу на совесть. Происходят, конечно, накладки, некоторые бригады оказываются «контактными», и, соответственно, все сотрудники уходят на двухнедельный карантин. В итоге получается, что бригадам скорой помощи приходится работать и вдвое, и втрое больше.
– Хватает ли вам медикаментов и предметов личной защиты?
– Медикаментов достаточно. Все машины подстанции находятся в рабочем состоянии и проходят регулярную дезинфекцию. Кстати, в прошлом и текущем годах мы получили новые машины скорой помощи.
Диспетчеры уточняют характер вызова, спрашивают, выезжали ли люди ранее за границу, был ли контакт с вирусными больными. Если эти данные подтверждаются, то выезжает бригада инфекционистов. В случае, если бригада занята, то выезжает любая другая, но сотрудники обязаны надеть защитный костюм. Мы работаем согласно приказам, утвержденным министерством здравоохранения Московской области.
Есть несколько видов бригад – фельдшерская, врачебная и инфекционная, которая выезжает на вызовы с положительным Covid-19. Врачебная бригада состоит из трех человек: доктор, фельдшер и водитель. Наша бригада в большинстве случаев выезжает на вызовы, связанные с аритмиями, инфарктами, инсультами и задыхающимися пациентами. На пневмонии и температуры выезжают фельдшерские бригады. У нас на скорой инфекционистов нет, но есть инфекционная бригада, на ней работают фельдшера. Противоэпидемические костюмы «Садолит» у нас тоже есть. Врачи костюмы меняют после каждого вызова и сдают в обработку. В одном и том же работать не положено.
– Что бы вы пожелали жителям Городского округа Подольск?
– Всем жителям Большого Подольска я желаю быть здоровыми и соблюдать самоизоляцию, чтобы мы все вышли без потерь по окончании пандемии. Вирусная пневмония протекает очень коварно. Если можно лечиться дома, то лучше оставайтесь дома, таким образом для тяжелобольных пациентов останутся места в больницах.
Газета «Местные вести» № 18 от 15 мая 2020
Виктория Васина