Подольск, страницы истории. 20-е годы ХХ века.

МЕДИАЦЕНТР — 9 сентября, ПОДОЛЬСК — В период гражданской войны усилия подольских рабочих были сосредоточены на оказании всемерной помощи фронту. В городе была создана специальная комиссия, собиравшая и отправлявшая в действующую армию шинели, обувь, обмундирование, организована мастерская по выделке овчин для красноармейских полушубков.

В послереволюционный период начался новый этап развития промышленного Подольска. Завод «Зингер» из-за отсутствия чугуна прекратил производство швейных машин, однако, откликаясь на первоочередные нужды республики, выполнял заказы оборонной промышленности, поставлял другим заводам литье, освоил производство оборудования для текстильных фабрик, магнето для автомобильной и авиационной промышленности и другой продукции.

В 1918 году механический завод, а также цементный и снарядный заводы были национализированы. Также был национализирован Климовский машиностроительный завод и включен в группу государственных предприятий «Машинотрест», выпускал оборудование для текстильной промышленности.

Дорога к проходной завода «Госшвеймашина»

В октябре 1923 года механический завод был передан тресту Госшвеймашина, после чего расконсервировали его мастерские. Сюда возвращались рабочие, специалисты. Число работающих на заводе выросло с 1300 до 5271 человек, объем валовой продукции увеличился в 13 раз, выпуск швейных машин к 1928 году достиг 275,3 тыс. ед. Если в 1914 году при сборке головок швейных машин на заводе использовалась 121 импортная деталь, в 1926–1927 годах – 64, то к началу первой пятилетки головки собирались полностью из деталей собственного производства.

5 декабря 1918 года постановлением Совета Труда и Обороны было принято решение эвакуировать Петроградский патронный завод в Подольск. Предприятие было размещено на территории снарядного завода «Земгор», подразделения завода «Зингер. В 1919 году началось производство гильз и патронов. На 15 марта 1919 года количество рабочих предприятия составляло 116 человек, к 1921 году их число возросло до 3000 человек.

В марте 1921 года было выпущено 2 миллиона патронов, предприятие достигло максимальной производительности того времени. Всего за год было выпущено более 16 млн патронов, с превышением программы выпуска на 6,5 %.

Из цехов завода «Пароремонт» вышел первый отремонтированный паровоз

Важным событием для города стало строительство паровозоремонтного завода, для этого были выделены государственные средства на достройку цехов меднопрокатного и кабельного заводов. В 1920 году из цехов завода вышел первый отремонтированный паровоз. В 1921–1925 годах было отремонтировано уже 355 паровозов.

С октября 1924 года завод «Пароремонт» перешел в ведение НКПС и был прикреплен к Московско-Курской железной дороге. На тот период на нем работало 1396 человек. Время пребывания паровозов в ремонте сократилось со 163 дней до 101.

1 июня 1920 года Совет Труда и Обороны принял постановление о включении подольских патронного, паровозоремонтного и оптического заводов, на которых было занято 9222 рабочих, в число 40 предприятий республики, переводимых на коллективное снабжение.

В 1924 году вступил в действие Подольский мясокомбинат. Более семи лет (с 1917 года) бездействовал цементный завод. На его цементе в свое время были построены здания Исторического музея, ГУМа и другие известные объекты Москвы. Полный пуск завода состоялся 12 марта 1926 года. К этому времени коллектив предприятия вырос до 582 человек.

В последующие годы были пущены: огнеупорный завод мощностью 30 млн штук кирпича в год, опытный известковый завод с годовой продукцией объемом 48 тыс тонн, хлебозавод с производственной мощностью 55 тонн хлеба в сутки, две фабрики-кухни, завод фруктовых вод, трикотажная фабрика. Заметно оживилась и работа мелких предприятий.

Число работающих на предприятиях города на 1 октября 1928 года достигло 10 тыс человек.

Подольские предприятия активно включились в Программу индустриализации страны. К концу 1927 года объем валовой продукции города вырос по сравнению с 1925 годом в 2 раза.

Постепенно налаживалось городское хозяйство. В 1917-м пущен в действие водопровод, на Курской улице построена водопроводная башня архитектора В.Г. Шухова.

С 1923 года возобновилось строительство жилых домов. К концу 1926 года в городе было уже 1415 жилых строений, в том числе 570 государственных, 25 кооперативных, 820 частных общей площадью 98 тыс кв м.

В 1924 г. началось переоборудование городской электросети, благоустраивались площади и улицы, разбивались скверы, укреплялись берега Пахры. Но это были лишь первые шаги. В 1926 году из 46 улиц и переулков города площадью 63 155 тыс кв м был замощен лишь 31% площади, треть которой нуждалась в ремонте.

Занятия по ликвидации неграмотности

Большое внимание уделялось улучшению здравоохранения, народного образования, развитию культуры. Ремонтировались больницы, были открыты тубдиспансер, женская консультация, расширена сеть школ. К концу восстановительного периода практически все дети, желающие учиться, могли посещать школу. Принимались меры для ликвидации неграмотности, создавались клубы, библиотеки.

В 1923-1924 годах построен торговый магазин «Друг крестьянина» и чайная. Открыта обсерватория в частном доме на улице Большая Зеленовская по инициативе химика механического завода, любителя астрономии К.Н. Яковлева. В 1924 году принял подольчан летний сад объединенных клубов комсомольцев с оборудованной сценой для спектаклей и концертов. В этом же году в Климовске впервые распахнула двери начальная школа № 1 на 200 учеников.

В 1926 году пущен первый в Подольске автобус.

1927 год – начало вещания Подольского радио.

Газета «Местные вести» №37 от 6 сентября 2019
Валентина Иванова