О киноактере и иконописце Вадиме Урюпине рассказывает подольский писатель Сергей Грачев.

МЕДИАЦЕНТР — 7 июня, ПОДОЛЬСК — Двадцать лет назад в «Подольском альманахе» был опубликован литературный сценарий «Покаянные дни – Три истории к прославлению новомученников». Автор – артист театра и кино, каскадер, иконописец Вадим Алексеевич Урюпин, увлекшийся в преклонные годы литературным творчеством. «Опыт литературного сценария», как определил жанр автор, был больше похож на пейзажное эссе – в нем есть и красочные описания Саровского бора, и утонувшая в сугробах монашеская обитель, и пробуждение природы весной, и лики святых в лучах восходящего солнца – во всем этом много света и добрых чувств.

Вадим Урюпин родился в Магнитогорске в 1937 году. Во время Великой Отечественной войны, в шестилетнем возрасте, он выступал в госпиталях, пел песни на стихи поэта Николая Букина «Прощайте, скалистые горы», «Три танкиста» Бориса Ласкина, частушки… Отец, Алексей Иванович Урюпин, вернулся с фронта израненным. В годовщину Победы, на празднике в Магнитогорском театре драмы им. Пушкина, Вадим громко спросил отца: «Папа, а где Фадеев?», и сидящий перед ними знаменитый писатель обернулся и пожал мальчику руку: «Это я Фадеев».

Окончив семилетку, Вадим поступил в ремесленное училище, стал сталеваром. В свободное время занимался гимнастикой, боксом, акробатикой.

В юности любимым фильмом Вадима Урюпина стала картина «Весна на Заречной улице». Он посмотрел этот фильм около двадцати раз, и однажды решил бесповоротно: «Стану актером. Если Рыбников играет меня, сталевара, почему бы и мне не стать актером?»

Мама Вадима, Татьяна Антоновна, в юности мечтала стать актрисой, она и привела его на Мосфильм для участия в массовке. Вскоре Вадим становится актером второстепенных, эпизодических ролей…

Некоторые считают, что у Вадима Урюпина была очень фактурная и запоминающаяся внешность. В кадрах у него то «цинковая» физиономия обывателя, то гротескное лицо идиота. Все познается в сравнении: например, подольчанин Анатолий Калабулин – «советский Фернандель», снявшийся вместе с Урюпиным в роли другого шахматиста в «12 стульях», обладал более комичной и фактурной внешностью. Но так или иначе, Вадим Алексеевич сыграл более ста эпизодических персонажей, а если вспомнить его в массовках, киножурналах и телепередачах, то экранных воплощений было гораздо больше. Только в 1970-е годы Урюпин снялся в десяти фильмах, именно тогда, находясь на съемочной площадке вместе с Николаем Рыбниковым, он понял: мечта сталеварской юности сбылась! Впоследствии ему довелось работать рядом с Андреем Мироновым, Евгением Леоновым, Екатериной Васильевой, Александром Калягиным, Майей Плесецкой, Натальей Гундаревой, Леонидом Куравлевым, Михаилом Пуговкиным, Людмилой Целиковской. И, конечно, был знаком с известнейшими режиссерами: А. Миттой, В. Мотылем, А. Прошкиным, С. Герасимовым.

Впервые Урюпин снялся в эпизодах фильмов «Вечный зов» и «Красный чернозём». Увы, в титрах его фамилию не указали. В картине «Риск – благородное дело» он – зритель на трибуне, в «Смешных людях» – арестант, в «Усатом няне» – член комиссии по трудным подросткам, в «Смотри в оба» и «Подданых революции» – красноармеец, в «Лесе» – господин с письмом, в «Набате на рассвете» – мужик, в «Лавке Рубинчик и…» – обитатель свалки, в «Чужой стороне» – пассажир в шубе, в «Прямой трансляции» – работник котельной Вадик и плешивый тип с ножницами из сна героя… Были еще фильмы, в которых В.А. Урюпина далеко не всегда указывали в титрах: «Мой ласковый и нежный зверь», «Аленький цветочек», «Прощальная гастроль «Артиста», «Юность Петра», «Берегите мужчин», «Срочно… секретно… губчека», «Не стреляйте в белых лебедей», «Цыганка Аза», «Убить скорпиона», «Собачий пир», «Человек-невидимка»…
С особенной радостью вспоминал Вадим Алексеевич свою работу на съемках фильмов «Похождения графа Невзорова», «Лев Толстой», «Звезда пленительного счастья», «Двенадцать стульев» (шахматист в Васюках), «Дом, который построил Свифт». И особенно ему нравилась роль горбатого монаха в фильме «Михайло Ломоносов»; накануне дня, когда Урюпина пригласили в этот фильм, Вадиму Алексеевичу приснился сон, в котором патриарх Пимен благословил его, сказав: «Жди чуда!».

Какое-то время Вадим Алексеевич работал в цирке, поэтому в кино бывал и каскадером, например, в телесериале «Вечный зов», иногда дрессировщиком, помогал набирать актеров, был дублером Катина-Ярцева, Ролана Быкова, Льва Дурова, на которого Вадим был очень похож и ростом, и комплекцией, и даже лицом. В качестве каскадера-дублера Л. Дурова, в 1998 году Вадим Урюпин снялся в фильме «Не послать ли нам… гонца?». Когда Юрий Соломин, параллельно с «Хождением по мукам», снимался в фильме «Дерсу Узала» и подолгу пропадал на Дальнем Востоке, Урюпин подменял его в эпизоде, когда Ирине Алферовой нужно было «прикрыть мужа от пуль». А в фильме по новелле Льва Толстого «Филиппок» Урюпину пришлось танцевать с медведицей.

На «Мосфильме» он встретился со своей будущей женой Еленой, актрисой, певицей. Семья вскоре полностью стала актерской: сын снимался в кино, в рекламе, в музыкальных видеоклипах. Даже домашние животные выступали на широкой публике: петух, к примеру, снимался вместе с Вадимом Алексеевичем в политической рекламе.

Вспоминая роли священников, преступников, гробокопателей, мошенников, актер говорил: «Богатый натюрморт. Пришла пора отмаливать грехи лицедейства». По ночам его мучили кошмары о тех временах, когда он жил в безверии. Он считал, что поэтому и посланы ему Богом испытания: болезни, смерть жены, искушения… «И приходит человек в храм, и глядит в себя, в глубину. Созревает внутренне, молится, успокаивается и душа чище становится, – рассказывает Вадим Урюпин в небольшом телеочерке «Божий человек». – Где Бог, там и любовь. Терпение, смирение, и тогда дорожка к храму ведет, и потихонечку будем исправляться. Грехов много в актерском деле, это пережить надо. Да Господь не оставит… И приведет, как меня привел – к иконописи, самому древнему искусству». Он жалел, что не пришел к вере раньше. Но на все воля Божия.

Самой известной стала для Вадима Урюпина эпизодическая роль придворного в фильме «Обыкновенное чудо». Король (Евгений Леонов) «весело тиранит» придворного, выливая липкое кофе на голову Урюпину, который преданно смотрит на монарха и со всем соглашается. И презрение, и сострадание вызывает этот персонаж. Потом Леонов даже извинился перед ним за такие киношные шутки. А еще Вадим Алексеевич любил рассказывать, что в «Обыкновенном чуде» вырезали очень потешный эпизод, где он вываливался из окна, оставив штаны на подоконнике

В начале 2000-х годов в нашем небольшом издательстве, располагавшемся на Большой Грузинской улице, недалеко от Дома кино, бывал в гостях и Вадим Урюпин. Он очень хорошо к нам относился, ему нравилось сидеть в редакции, пить чай, вспоминать интересные случаи из актерской жизни. Запомнилось, как однажды Вадим Алексеевич принес с собой «Экспресс-газету». Со свойственной желтой прессе запальчивостью газета назвала Урюпина королем эпизода. Вадиму Алексеевичу, с одной стороны, было лестно показать публикацию друзьям, с другой – эта статья его раздражала. И вдруг сказал, что многие его эпизодические роли – это сатира на человеческие пороки: «Человек всегда на сцене, даже когда один. Его видит Бог». А потом успокоился, вновь впал в свое обычное благодушие, принялся рассказывать о необычных случаях из актерской жизни…

К Вадиму Урюпину не часто обращались за автографом, поэтому та надпись, которую он сделал мне на память на газете со статьей о нем, можно считать редкостью.

Последние съемки, в которых принимал участие Вадим Алексеевич, были в 2004 году: это эпизоды в детективном фильме «Тайный знак-3. Формула счастья» и в сериале «Виола Тараканова». Его жизнь к тому времени полностью изменилась: он сочинял сценарии, писал иконы, в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» нес послушание. Некоторые иконы его кисти висят в Петровском и Хотьковском монастырях, храме Пресвятой Богородицы в Путинках. Почивший 1 августа 2006 года Вадим Алексеевич Урюпин похоронен на Востряковском кладбище.

Газета «Местные вести» № 21 от 5 июня 2020
Сергей Грачев
Фото из архива автора