В климовском историко-краеведческом музее есть много интересных данных, демонстрирующих развитие и становление нынешнего микрорайона Городского округа Подольск. Архивными материалами поделилась с читателями «МВ» научный сотрудник музея Татьяна Демьяненко.

Произошел из глубины веков

Возникновение и развитие Климовска тесно связано с историей Машиностроительного завода, который был основан вблизи полустанции «Климовка» Московско-Курской железной дороги, построенной летом 1870 года. Проложенная в непосредственной близости от деревни железная дорога позволила группе фабрикантов начать здесь в 1882 году строительство завода по производству запасных деталей для ткацких станков. Этот завод стал первым предприятием в России подобного направления. Строителями и первыми рабочими нового завода стали крестьяне окрестных сел и деревень, а также жители Подольска, Москвы, Костромы и других городов. К 1897 году на заводе работало уже 722 рабочих: 686 мужчин и 36 подростков мужского пола. Рядом возник и заводской поселок из нескольких казарм-бараков.

С 1903 года в Климовске к северо-западу от завода за рекой Петрицей был построен больничный городок с пятью зданиями, в том числе двухэтажным домом для медицинского персонала. Для школы в 1910 году завод построил новое здание смешанной школы (с церковно-приходской школой села Сертякино) на 150 учеников.

По новому пути

31 декабря 1918 года постановлением Совета Народных Комиссаров и Высшего Совета Народного Хозяйства РСФСР Климовский завод был национализирован, включен в группу государственных предприятий «Машинотрест» и стал производить оборудование для текстильной промышленности страны.

В двадцатые годы в рабочем поселке была открыта начальная школа № 1 на 200 учеников, организован жилищно-строительный кооператив, построены первые восемь двухквартирных домов по улице Вокзальной (ныне Ихтиманская).

В тридцатые годы открылась фетрообувная фабрика (к 1932 году было выпущено 200 тысяч шляп и 3 тысячи пар валенок), появилась токарная мастерская по производству деревянных игрушек и культтоваров (впоследствии фабрика «Игрушек»). В 1937 году в двух бараках Новоподольского завода, строительство которого началось в 1936 году, начинает работать семилетняя школа № 4. В 1938 году открылись семилетняя школа № 2 на 600 учеников и средняя школа № 3 на 800 учеников на Гривно (действует и в настоящее время).

30 декабря 1936 года основан Новоподольский завод № 188 по производству патронов. С 1938 по 1941 год на Новоподольском заводе была организована сборка патронов, а с 1942 года выпуск патронов.

В 1938 году начала функционировать железнодорожная платформа «48-й км» (в сентябре 1960 г. переименована в платформу «Весенняя»).

На войне и мирных рельсах

Июнь 1941 года – Климовск находится в прифронтовой полосе. В июле – декабре около 3000 климовчан уходят на фронт.

Заводы эвакуируются: КМЗ в г. Ташкент и г. Челябинск, НПЗ – в г. Новосибирск. 1942 год – заводы Климовска начали восстанавливать работу сразу после разгрома немецко-фашистских войск под Москвой.

17 мая 1944 года Наркомом вооружения подписан приказ об организации Центрального Научно-Исследовательского Института Точного Машиностроения (ЦНИИТОЧМАШ) – головного института отрасли по разработке новейших образцов стрелкового оружия.

В июне 1944 года приказом Наркома вооружения создано ЦКБ-3 (впоследствии КБАЛ) как самостоятельное научно-производственное предприятие, головная организация МНТК «Ротор», разработчик высокоэффективного оборудования автоматических роторных линий для патронного производства. Возглавил его – Лев Николаевич Кошкин.

В 1950 году построены плотина у Фабрики игрушек, водонапорная башня. В 1953 году началось строительство очистных сооружений.

В 1960 году в городе открывается новое здание Дома культуры Климовского машиностроительного завода.

В 1965 году к 20-летию Победы в школе №4 появился первый в стране музей, посвященный подвигу Подольских курсантов, создал и возглавил музей учитель истории Д.Д. Панков.

Интенсивно развивается Климовск в 1960-1975 годы под руководством председателя исполкома горсовета Ивана Георгиевича Рожкова. В 1970 году открылись стационар терапевтического и хирургического профиля и детское инфекционное отделение.

Время идет вперед

В конце 90-х годов Климовский машиностроительный завод становится закрытым акционерным обществом, а в 2002 году из-за тяжелого экономического положения прекращает свое существование как юридическое лицо. В настоящее время на площадях завода расположены современные производства.

31 октября 2007 года состоялось торжественное открытие путепровода, соединившего две части единого города. В тот же день открыт универсальный спортивный центр «Юность» (на Весенней).

С 2011 по 2015 год в Климовске реализованы проекты по строительству жилья, построен и введен в эксплуатацию новый физкультурно-спортивный комплекс на Гривно, на территории гимназии открыт памятник Подольским курсантам (на средства горожан и меценатов).

  • 7 октября 1940 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР к разряду городов отнесен поселок Климовский Подольского района и присвоено наименование – город Климовск.
  • 28 января 1977 года Климовск указом Президиума Верховного Совета РСФСР отнесен к категории городов областного подчинения.
  • В соответствии с Законом Московской области от 22 мая 2015 года города Подольск, Климовск, городское поселение Львовский, сельские поселения Дубровицкое, Лаговское и Стрелковское Подольского муниципального района объединены в единое муниципальное образование Городской округ Подольск.

Газета «Местные вести» № 38 от 2 октября 2020