В эти годы в промышленности города произошли крупные перемены. Налаживалось производство новых видов продукции, многие из которых впервые осваивались в стране. Рабочие предприятий города активно участвовали в стахановском движении. В середине 30-х годов Мособлпроект разработал план Большого Подольска, принятый за основу строительства социалистического города.

МЕДИАЦЕНТР — 22 сентября, ПОДОЛЬСК — В годы второй пятилетки на механическом заводе развернулась работа по совершенствованию производства. К 7 ноября 1933 года была изготовлена первая партия новых швейных машин.

12 марта 1935 года вступила в строй первая очередь крупнейшего в стране аккумуляторного завода, который был заложен в Подольске в 1932 году. Выдали первую продукцию завод фруктовых вод, мясокомбинат, литейно-прокатный (бывший аффинерный) завод. Из Москвы в Подольск перевели толевый завод.

С 1934 по 1936 годы в Подольске вступили в строй: крекинг-корпус и котельная на заводе имени Орждоникидзе, мотоциклетный цех механического завода, второй хлебозавод и другие предприятия.

В третьей пятилетке заводы Подольска должны были резко увеличить объем выпуска продукции, особенно машиностроения. Трудящиеся города успешно справлялись с этими заданиями. В 1938 году валовая продукция промышленности Подольска достигла 251,8 млн рублей, а в 1939-м г. выросла еще на 50% и составляла  17,8%  удельного  веса промышленности  Московской области.

В 1939 году машиностроение Подольска составляло 17,8% удельного веса промышленности Подмосковья и 9,8% удельного веса машиностроительной отрасли Москвы и области вместе взятых.

Реконструкция и расширение существующих, строительство новых заводов вывели Подольск в число крупнейших промышленных центров Подмосковья.

Учитывая недостаток городских земель для промышленного, жилищного и культурного строительства, президиум ВЦИК 20 апреля 1930 года включил в городскую черту деревни Выползово, Шепчинки, Добрятино, Ивановское и поселок цементного завода, а в 1936 году – Кутузово, Фетищево, Беляево, Сальково, леса местного значения.

В 1933 году был создан Подольский аэроклуб, сыгравший большую роль в подготовке летного состава, прославившего город в годы Великой Отечественной войны

В 1934 году 44% всей жилой площади уже приходилось на 220 домов государственного и кооперативного сектора. К 1938-му жилая площадь города достигла 245,7 тыс. кв. м.

К концу 1939 года из 210 тыс. кв. м общественного жилищного фонда города электричеством было оснащено 99%, водопроводом – 40, канализацией – 34, центральным отоплением – 27%.

В 1938 г. открылись детский парк, зеленый театр городского парка, построено шоссе Подольск – Домодедово.

В 30-е годы в городе значительно улучшилось медицинское обслуживание. Его основным звеном стала городская больница на 450 коек, в 1937 году вступил в строй хорошо оборудованный хирургический корпус; открылись поликлиника КЭСа, амбулатории механического, литейно-прокатного, цементного и известкового заводов и пять заводских здравпунктов, новые ясли и детские сады.

Кузница рабочих кадров – ПТУ №12
(ныне Подольский колледж им. А.В. Никулина)

Одна за другой принимали учеников новые школы: на Зеленовской улице (с 1940 года здесь разместилось ПТУ № 12), в поселке механического завода, на Курской и Верейской улицах. На начало 1940-1941 учебного года в 15 городских школах 369 учителей обучали 13 тысяч учащихся.

В 1938 году вошел в строй клуб аккумуляторного завода. Улучшилось кинообслуживание горожан. К 1932 году в городе была ликвидирована неграмотность. Открылись новые библиотеки.  7 ноября 1937 года первых посетителей принял музей В. И. Ленина.

К середине 30-х годов в Подольске проживало уже 64 тысяч человек, а к началу сороковых – более 72 тысяч.

В 1935 году Всесоюзный заочный политехнический институт организовал в Подольске учебно-консультационный пункт для работников предприятий города, заочно выполнявших программу технического вуза.

Важным событием для города стал Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах». Во исполнение данного Указа в Подольске было создано четыре профтехучилища и школа ФЗО (фабрично-заводского обучения) с общим числом учащихся 1950 человек.

30 июля 1939 года началось регулярное движение электропоездов Подольск – Москва и обратно. Паровой поезд шел до Москвы 1 час 18 минут, электропоезд – 45 минут. За первый год работы на данной электротрассе было перевезено 15 миллионов пассажиров.

С 1926 по 1941 годы Климовский машиностроительный завод выпустил 28 тысяч ткацких станков, 17,5 тысяч ремизово-подъемных кареток, 6 тысяч различных машин. В 1934 году в Климовске открылась токарная мастерская по производству деревянных игрушек и культтоваров (впоследствии фабрика игрушек КЛИМО).

Рабочие патронного завода вышли на праздничную демонстрацию

30 декабря 1936 года основан Новоподольский завод № 188 по производству патронов. С 1938 по 1941 год на заводе был организован выпуск оборонной продукции.

В 1938 году начала функционировать железнодорожная станция «48-й км» (в сентябре 1960 году переименована в станцию «Весенняя»). Открыты семилетняя школа № 2 на 600 учеников и средняя школа № 3 на 800 учеников. С 1937 года в двух бараках начинает работать семилетняя школа № 4.

На начало 1935 года жилищный фонд поселка достиг 29,3 тыс. кв. м, в том числе 18,4 тыс. – обобществленного. За 1935-1938 годы здесь построено 18,9 тыс. кв. м новой жилплощади, в том числе 15,5 тыс. кв. м – заводом и кооперативом. К 1940 году поселок был полностью электрифицирован, 52% жилой площади оборудовано водопроводом и канализацией, 47% – центральным отоплением. С 1934 года началось мощение улиц и тротуаров.

По переписи 1939 года в Климовском рабочем поселке проживало 10,9 тысяч жителей.
7 октября 1940 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР поселку Климовский Подольского района присвоено наименование – город Климовск.

Газета «Местные вести» №39 от 20 сентября 2019
Валентина Иванова