Тренер по легкой атлетике подольской спортивной школы «Лидер» Анна Никитенко признана лучшей легкоатлеткой страны среди ветеранов.

Королева королев

Это звание присвоено ей в конце ноября Всероссийской федерацией легкой атлетики. Комиссия подвела итоги традиционного конкурса-опроса по определению победителей в номинации «Лучшая легкоатлетка-ветеран России» в уходящем году. Среди женщин лучшей легкоатлеткой-ветераном была признана Анна Вячеславовна. «Яркая представительница новой волны спортсменов высокого класса, пришедших в ветеранское спортивное движение», – так охарактеризовали ее в самой федерации. «МВ» решило взять интервью у победителя.

Сквозь дождь и слезы…

– Начнем с детства, Анна Вячеславовна.

– Я родилась и выросла на Дальнем Востоке, в Хабаровске. И с детства была спортивной девочкой. С первого по третий классы я занималась бальными танцами, и мне это безумно нравилось. Потом наш тренер уехала в Москву, и моя танцевальная карьера рухнула. Чтобы утешить меня, родители отдали нас с сестрой в тхэквондо. Но после первой же тренировки мы с сестренкой стали вдохновенно лупцевать друг друга, и слегка ошалевшие папа с мамой пресекли это на корню. После чего в моей жизни возникла легкая атлетика. Я пришла на стадион в девять лет. Тренер Светлана Дмитриевна Зайцева, учительница первая моя, сначала брать меня не хотела. Я была слишком маленькой, но мне страшно нравилось бегать, прыгать, толкать ядро. Меня все-таки взяли в секцию скрипя сердце – при условии, что в течение двух лет я не допущу ни одного пропуска. И легкая атлетика засосала меня с головой. Я действительно не пропустила ни одной тренировки – летела на них как пуля.

И опоздала только один раз. Помнится, шел сильнейший ливень, и я заснула под шум дождя. Проснулась, глянула на часы – а тренировка уже идет. Я лихорадочно собралась и рванула на улицу. Лечу по улице, разбрызгивая лужи, сквозь струи дождя, и плачу. И по лицу струятся слезы вперемешку со струями дождя. Навстречу идет тренер. Я с разбегу врезаясь в него, реву в голос и обещаю, что такое больше никогда не повторится – только ради всего святого из секции не выгоняйте (хотя к тому времени у меня уже был какой-то разряд)! А Светлана Дмитриевна ласково обняла меня за плечи и говорит: «Успокойся, глупышка, ты на самом деле давно уже в секцию записана…».

Спортсмен-железнодорожник

И началась моя спортивная эпопея, которая продолжается до сих пор. Уже в одиннадцатом классе я выполнила норматив кандидата в мастера спорта. И пошло-поехало. Домой я приезжала на одну-две недели – обнять родных, пообщаться с родственниками и близкими и улететь опять – либо на соревнования, либо на сборы. Учеба, тренировки, переезды… В принципе, я была талантлива в спорте, сама того не осознавая.

На свои первые сборы я поехала незадолго до окончания института. А на четвертом курсе выполнила норматив мастера спорта. Это при том, что я училась очно.

– В институте физкультуры?

– В институте путей сообщения.

– То есть вы – профессиональный железнодорожник?

– Точно. Между прочим, институт транспорта я закончила с красным дипломом. Вот он (показывает – И.М.). И после зашиты диплома я пять лет отработала на железной дороге. Я, ко всему прочему, чемпион мира среди железнодорожников 2009 года. Тогда я выступала, разумеется, за «Локомотив». Закончив институт, я отучилась в училище олимпийского резерва. Кроме этого, впоследствии заочно окончила еще Тихоокеанский государственный университет – чтобы получить педагогическое образование. Там я училась почти шесть лет.

– Что-то вы много учились…

– А я всю жизнь учусь. Перерывы между моими учебами – максимум один год. И это еще не предел. Я еще хочу окончить театральное училище в Москве.

– Я буду первым, кто купит билет в кино или на спектакль с вашим участием.

– Я сделаю вам абонемент.

Драматургия большого спорта

– Говорят, у вас в свое время были серьезные травмы.

– Травма у меня была перед Пекинской Олимпиадой. Все рухнуло в один момент. А ведь по результатам зимнего сезона я была первой в стране… А летом, когда шла Олимпиада, я лежала на больничной койке и даже не смотрела ее по телевизору – так мне было больно. В больнице я провела полгода. Еще полгода – на реабилитации. И еще год на то, чтобы окончательно прийти в себя. После этого с большим спортом пришлось расстаться. Это на самом деле ужасное состояние. Еще вчера ты был на коне. Ты был нужен тренеру, стране… И вдруг никому не нужен. Только маме и папе. И мир плывет у тебя пред глазами. В этот момент проверяются все твои друзья. У меня, к счастью, их много. И все они оказались настоящими людьми. В тот критический момент многие из них не раздумывая протянули мне руку помощи. И я благодарна им за это до сих пор.

– Давно работаете в «Лидере»?

– С 2013 года. Продолжаю учиться, выступать на соревнованиях. Я же – играющий тренер. За это время родила двоих сыновей, погасила ипотеку, защитила бакалавриат, получила первую тренерскую категорию…

– Вы вообще спите когда-нибудь?

– Иногда. Одним глазом.

Спорт и дети

– Дети ваши тоже будут спортсменами?

– Оба они очень перспективны в этом плане. Но в спорт я их пока не отдам.

– Почему?

– У них должно быть детство. У меня самой было детство, когда я была маленькой. У меня было детство в спорте. Из меня никто не выжимал результата. Счастливое детство будет и у моих детей. Хотя старший уже вовсю выступает на соревнованиях. На «Русской зиме» он взял все барьеры, ни одного не уронив.

– Вы недавно успешно выступили в Минске на чемпионате среди ветеранов.

– Там я провела пять стартов подряд. И ни в одном не проиграла. Хотя специально не тренировалась ни секунды. Я просто живу в движении и тренируюсь со своими воспитанниками – вот и все.

– Вы тоже нацелены на результат, как и многие современные тренеры?

– Я нацелена в первую очередь сделать из них людей. И пытаюсь что-то вложить им в головы. Я им говорю: не дай бог какая-то травма или авария в вашей жизни произойдет. Спортсмен восстановится в три-четыре раза быстрее, чем обычный человек. Потому что мышечная память – самая сильная. Это доказано миллион раз миллионом ученых мужей. Но, к сожалению, многие родители сейчас делают выбор в пользу учебы, а не спорта. Они говорят – все равно мой ребенок олимпийским чемпионом не станет. А учиться ему надо. Хотя есть среди ребят очень перспективные спортсмены. Лера Падалкина и Люда Семина много раз брали золото на областных чемпионатах. Толкатель ядра Слава Скрипник на чемпионате России вошел в восьмерку призеров. Он – чемпион всех местных стартов. Но сейчас тоже на учебу переключился…

Как ни крути, а мы, педагоги, все равно делаем детей немножечко лучше. Не всегда родители справляются с той ситуацией, в которой оказался их ребенок. Не всегда ребенок может довериться родителям. Далеко не все он может им рассказать. Бывало, придут девчонки на тренировку, уткнутся в плечо и проплачут все занятие – ни слова не говоря. А я стою и молча глажу их по голове. А домой возвращаются выплаканные и успокоенные. Тренер – он ведь и мама, и папа, и друг, и психолог, и врач, и массажист, и все остальное. Это – тяжело. Но мне это нравится.

Говорят, легкая атлетика – королева спорта. А Анну Вячеславовну многие коллеги и друзья называют «королевой легкой атлетики». Получается, она – королева королев. Вот такое вот звание.

Газета «Местные вести» № 1 от 15 января 2021
Игорь Моисеев