В декабре 2010 года новая улица микрорайона Кузнечики города Подольска была названа в честь генерал-майора Василия Андреевича Смирнова – начальника Подольского пехотного училища (с декабря 1940 по ноябрь 1941 года), профессионального советского военачальника с большим практическим опытом ведения боевых действий, сформированным в трех войнах.
МЕДИАЦЕНТР — 17 мая, ПОДОЛЬСК — Родился Василий Андреевич 25 февраля 1889 года в крестьянской семье в деревне Починок Селецкой волости Галичского уезда Костромской губернии. Василий Смирнов участвовал в Первой мировой войне, в Красной Армии служил с 1919 года.
В сентябре 1938 года было создано Подольское артиллерийское училище, рассчитанное на подготовку командиров взводов противотанковой артиллерии. В училище одновременно находились 4 артиллерийских дивизиона в составе трех учебных батарей, каждая из которых включала 4 взвода. Личный состав каждой учебной батареи насчитывал около 120 курсантов, а всего в Подольском артиллерийском училище обучались около 1500 человек. Начальником Подольского артиллерийского училища в 1941 году был полковник Иван Семенович Стрельбицкий (1890-1980) – кадровый военный, прошедший Гражданскую войну и на момент начала Великой Отечественной войны командовавший 8-й артиллерийской бригадой противотанковой обороны, а затем назначенный начальником училища.
В январе 1940 года в Подольске создается еще одно военное учебное заведение – Подольское пехотное училище, готовившее командиров пехотных взводов. В нем было 4 учебных батальона, каждый из которых включал по 4 учебные роты из 120-150 курсантов. Общая численность курсантов Подольского пехотного училища составляла более 2000 курсантов.
С декабря 1940 года начальником Подольского пехотного училища (ППУ) становится генерал-майор Василий Андреевич Смирнов. Непосредственно перед назначением он руководил специальной группой при военном совете Московского военного округа, а до этого был помощником командира 17-й Горьковской стрелковой дивизии РККА.
5 октября 1941 году, в связи с прорывом противника под Вязьмой, генерал-майор Смирнов по тревоге выступил с училищем под Малоярославец.
Личный состав училищ практически полностью состоял из вчерашних школьников, так как те курсанты, которые проходил обучение по ускоренной программе, уже были отправлены на фронт.
С 5 по 16 октября курсанты училища под его командованием вели тяжелые бои западнее Малоярославца, удерживая занимаемые оборонительные позиции.
Особенно тяжелыми стали дни с 15 октября, когда основные силы в составе 17-й танковой бригады, тяжелой артиллерии и 53-й стрелковой дивизии были сняты с рубежа и переброшены под город Боровск.
Те из подольских курсантов и командиров, которым посчастливилось выжить при обороне Москвы, впоследствии сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Так, удивительная судьба была у одного из немногих уцелевших курсантов – Михаила Льва. Попав раненым в немецкий плен, он сумел бежать, стал разведчиком, а затем и начальником штаба партизанского отряда, а после войны – писателем. Именно Михаил Лев одним из первых поведал миру о подвиге своих однокашников – подольских курсантов в главе «Курсанты» автобиографической книги «Партизанские тропы», которую написал в 1948 году.
Василий Смирнов прошел всю войну – командовал 2-й Московской стрелковой дивизией, 116-й Краснознаменной Харьковской дивизией, а после войны руководил военным циклом Военного педагогического института Советской Армии, затем до 1964 года – военной кафедрой Московского института внешней торговли.
Умер Василий Андреевич Смирнов 19 ноября 1979 года в Москве в возрасте 90 лет, похоронен на Введенском кладбище.
В День памяти Подольских курсантов, который отмечается 5 октября, в Подольск всегда приезжает правнук генерала-майора Дмитрий Смирнов.
Лично с прадедом Дмитрий не был знаком, так Василий Андреевич умер, когда его внук еще не родился. Но он составил впечатление о деде по изученным военным документам и рассказам отца:
– Он был стойким, уверенным в себе, мужественным человеком. Известно, что он говорил: прошел две войны, но никогда не встречал такого самопожертвования, как на Ильинском рубеже. Может, потому он и не любил вспоминать октябрь 1941 года, что это было страшное и тяжелое время, когда на его плечах лежала огромная ответственность. Был приказ стоять насмерть, до последнего. И они выстояли.
Газета «Местные вести» № 18 от 15 мая 2020
Ирина Владимирова