Матросский танец и горская лезгинка в исполнении юных подольчан покорили сердца зрителей и жюри на фестивале национальных культур.

МЕДИАЦЕНТР — 21 ноября, ПОДОЛЬСК — Подольская хореографическая студия «Подольчане» Дома культуры им. Карла Маркса стала обладателем Гран-при Всероссийского детско-юношеского фестиваля национальных культур «Содружество-2020» в номинации «Браво!».

Фестиваль проходил с 1 по 5 ноября во Владимире. На сценических подмостках старинного города соревновались вокалисты, танцоры и музыканты из 20 регионов страны. Подольчане представили на конкурс два танца – матросский и горский. И тот, и другой были встречены овациями и высокой оценкой жюри. Вернувшись в родные пенаты, руководитель студии Андрей Попов дал интервью «Местным вестям».

«Горцы» и «матросы» сняли все вопросы

– Андрей, в активе вашего коллектива – не только горские танцы. Есть и танцы других народов мира. Откуда такая любовь к чужой хореографической культуре?

– Это не любовь, а, скорее, любопытство. Изучение хореографии других народов, наций и рас не только обогащает, но и раскрывает огромные возможности.

Танец располагает поистине безграничными возможностями для пластической передачи той или иной идеи и глубокой драматургией. Есть такая поговорка – человек может бесконечно смотреть на огонь и воду. Я бы добавил – и на хорошо выстроенный танец. В конце концов, танец – это просто красиво. А у каждого народа свое представление о красоте. И когда изучаешь их танцы, порой такие хореографические изыски находишь! К тому же в танце отражается дух народа, его национальный характер. И очень интересно соотнести свой темперамент, менталитет и пластику с темпераментом того же кавказца или монгола.

– Поэтому вы примерили на своих ребят кавказский темперамент в горском танце?

– В качестве базы для нашего выступления мы взяли грузинские танцы. И музыка в этом танце грузинская. Но пластику танца, многие движения мы сценически переработали. Мой опыт показывает, что щепетильное, доскональное изображение того или иного хореографического номера народа может приводить и к отрицательному результату. Потому что менталитет свой ты все равно не поменяешь, а вот испортить чужую историю без ее глубинного понимания можно. Это все равно, что разговаривать по–английски с чудовищным акцентом. У тех же англичан это может вызвать острое раздражение. Танцы других народов нуждаются в творческой переработке. Кстати, то же самое в свое время делал Игорь Моисеев. Он брал бытовые движения и делал их сценическими. И от этого они только выиграли. А сам Моисеев приобрел мировую славу.

В горском танце мы отказались от некоторых сложных и травмоопасных трюков. Я хотел сделать наш номер не менее ярким, выразительным и темпераментным, чем сложный грузинский танец, зарядить его кавказской энергетикой, но сделать при этом его более самобытным и вплести в нашу русскую танцевальную культуру.

На какое-то время дети максимально перевоплотились. Во всяком случае, этническим кавказцам этот танец понравился.

– Вы планируете готовить танцы других народов?

– Да, у нас сейчас в разработке монгольский танец. В этом номере зрители увидят и конный галоп, и стрельбу из лука на полном скаку. Всех подробностей раскрыть не могу. Пусть интрига останется.

– А какова история «Матросского танца»?

– Мы готовили его к 75–летию Победы. В матросском танце есть своя энергетика и кураж, своя изюминка. Добавьте еще целый каскад специфичных трюков. Мы его тоже немного творчески переработали. И, похоже, не ошиблись. На фестивале наш танец получил высокую оценку жюри.

Юниоры идут в танцоры

– Вы давно работаете в Подольске?

– Сюда я приехал в 2012 году. Три года работал в самых разных ансамблях, а до этого работал в московском шоу-балете. Потом понял, что надо создавать что-то свое. И тут возникла вакансия в Подольске.

С первых же дней работы в ДК им. Карла Маркса стал создавать свою хореографическую студию, вести мужской класс по танцам. И эти номера – результат пятилетнего труда с моим юным коллективом. Кстати, в следующем году у меня будет очередной набор мальчиков. Он проходит раз в пять лет. Так что подольским родителям советую подумать об этом. Тем более что в студии появились педагоги, работающие и с девочками – Анна Каунова и Анастасия Самсонова.

– Вы берете всех детей без исключения?

– Ну, если у мальчика нарушена координация движений – вынуждены отказывать, но если серьезных отклонений нет – то хорошую физическую форму мы ему сделаем. У нас они и гимнастикой занимаются, и акробатикой.

Путь к сцене у нас не быстрый. Первые два года ученик шлифует базовую хореографию и нарабатывает форму для выступлений. Танец требует серьезной физической нагрузки. Для выступления на сцене нужны крепкие мышцы, быстрая реакция, гибкость, хорошая кардиосистема.

Подари мне Гран-при

– «Подольчане» с момента своего создания за это время участвовали в каких-то других конкурсах и фестивалях?

– Конечно. Это не первый наш Гран-при. В прошлом году мы выступали на чемпионате России по Центральному федеральному округу. Стали лауреатами I степени, пробились в финал. А два года назад, в 2018 году, взяли Гран-при на конкурсе «Алые паруса» в Сочи. Причем поехали туда по приглашению. Вообще участие в конкурсах и фестивалях – критически важно для детей. Им же эмоции нужны, внимание публики. Это очень здорово мотивирует на дальнейшую работу. Но в период пандемии многие конкурсы отменили. Я знаю, что некоторые творческие коллективы вообще распались. Так что огромное спасибо организаторам этого фестиваля. Мы рады, что приняли в нем участие, а наши награды говорят сами за себя.

– Как вам вообще работается в Подольске?

– Очень комфортно. Поэтому я здесь так надолго и задержался. Я работал в разных творческих коллективах, но здесь самая благожелательная атмосфера. И абсолютная поддержка администрации. ДК за свой счет сшил нам костюмы. Сказать, что это огромная помощь – не сказать ничего. И я за это очень благодарен. Далеко не у всех на это находятся средства. Зачастую родители шьют костюмы своим детям сами. И обходится это очень недешево. А хорошие костюмы в хореографии необходимы как воздух!

– Ближайшие планы на будущее?

– Готовим несколько новых постановок – в том числе и на международную тематику. Будут у нас и другие народы, и другие танцы. Гран-при во Владимире – это прекрасно, но все наши лучшие выступления, я уверен, еще впереди.

Газета «Местные вести» № 45 от 20 ноября 2020
Игорь Моисеев
Фото из архива Андрея Попова