В годы Великой Отечественной войны Подольск стал крупным лечебным центром для обслуживания раненых действующей армии. Здесь были госпитали полевые подвижные (ППГ), сортировочно-эвакуационные (СЭГ), хирургические полевые (ХППГ), терапевтические полевые подвижные (ТППГ), инфекционные полевые подвижные (ИППГ).
МЕДИАЦЕНТР — 7 декабря, ПОДОЛЬСК — 23 августа 1941 года подольские госпитали приняли первых раненых.
Раненые поступали ежедневно. Очень напряженными стали октябрьские дни 1941-го, когда в сутки поступало до 700 раненых.
В размещавшийся в клубе Лепсе сортировочный госпиталь №2939 доставляли раненых воинов из-под Юхнова, Медыни, Малоярославца, среди которых были курсанты подольских пехотного и артиллерийского училищ, бойцы и командиры 312-й, 53-й стрелковых дивизий, 152-й мотострелковой бригады. Начальником госпиталя №2939 был военврач 3-го ранга Федор Федорович Григораш. Позднее он стал доктором медицинских наук, профессором Рижского медицинского института.
Раненых воинов 43-й армии принимали ППГ №505 и №651 в Климовске. Санитарка 505-го ППГ Елена Дмитриевна Маслюк-Малахова вспоминала:
«Фронт был совсем близко. Раненых привозили круглые сутки. Ныла спина, болели руки. Не прекращались операции. Спали в минуты временного затишья. Своими руками переоборудовали под госпитальные палаты все свободные помещения Климовской школы №3. Приходилось чистить, белить, наводить уют. С 505-м госпиталем участвовала затем в операциях 2-го Белорусского фронта. Получила благодарность маршала Константина Рокоссовского…»

Несмотря на то что в Подольске и районе было большое количество разного типа госпиталей, самым крупным в истории госпитального дела был сортировочный эвакогоспиталь №1857, сформированный из пяти небольших, размещавшихся на базе школ №№3, 5, 6, 15 и в клубе Лепсе. Большая часть медицинского персонала госпиталя №1857 – врачи из Подольска Н.И. Маштаков, К.Г. Подшибякин, Л.М. Грошикова, Е.С. Савельева, А.Е. Никитина, И.А. Гребенщиков, С.А. Речменский, Е.В. Беляева. На должность главного хирурга получил назначение Н.И. Маштаков, заместителем начальника госпиталя стал B.C. Поспелов. Многоопытными хирургами были Б. Семенов, Л. Школьников, Л. Гранов, Н. Неговский, будущий профессор С. Кузьминский.
Постоянно в госпитале находился консультант С.С. Юдин, портрет которого написал известный художник Михаил Нестеров.
На высоте исполнения своих обязанностей оказались старшие сестры А.П. Иванова, А.Ф. Ромащенко, Н.В. Сагалова, Ф.Н. Черток, М.Н. Попова, Т.Н. Шишкина; сестры В.Т. Алешина, А.С. Ларина, Ф.Н. Филина, С.Н. Терентьева, А.С. Гемпель. Решение многих задач в госпитале зависело от хозяйственников Н.А. Веденеева, М.Г. Догаева, В.И. Киселева, М.И. Мазура.
Комиссарами госпиталя стали В.Н. Блинов и П.М. Бурлаков.
Заместитель комиссара А.Васильев вспоминал: «Для наших сотрудников не было суток в обычном понимания этого слова. По 15–18 часов непрерывно работали за операционными столами хирурги и медицинские сестры. 17–18-летние сестры и санитары целыми днями переносили раненых с машин в приемник, а оттуда в операционную или в отделения, причем нередко на 5-й, 7-й этажи. Другие девушки во влажном, горячем воздухе сутками обмывали раненых, готовя их к приему…»
Госпиталь обслуживал боевые операции, проходившие на ближних подступах к Москве. Зачастую приходилось раненых принимать непосредственно от боевых частей. Главной задачей этого периода являлось проведение санитарной и хирургической обработки раненых с целью подготовки их к дальнейшей эвакуации вглубь страны. Большую помощь госпиталю оказывали организации Красного Креста.
В июле–августе 1942 года с переходом наших войск в наступление на Ржевско-Вяземском направлении число раненых увеличилось.

В сентябре 1942-го в госпитале создается специальное офицерское отделение во главе с опытным хирургом, военврачом 2-го ранга В.В. Гемпелем, прибывшим из осажденного Ленинграда.
В октябре 1943-го СЭГ передислоцировался в село Козловку, недалеко от Рославля. Здесь через госпиталь прошли 21 707 человек.
С сентября 1944-го по 11 декабря 1944 г. СЭГ размещался в местечке Хироше, рядом с Белостоком, в декабре 1944-го он передислоцировался в Лохов, близ Варшавы. За двадцать дней наступления 2-го Белорусского фронта оказал помощь 8836 бойцам и командирам. За время Великой Отечественной войны с 1 ноября 1941-го по 1 мая 1945-го через СЭГ прошли 140 554 раненых и больных..
Многие раненые были благодарны тем, кто вынес их с поля боя. Зачастую они даже не знали ни имен, ни фамилий своих спасителей, потому что в огне сражения было не до именных представлений.
Жизнь 72 раненых спасла медицинская сестра Пелагея Шуйская. Она отмечена орденом Красного Знамени. Отважная подольчанка получила тяжелое ранение на Смоленщине.
В кровопролитных боях спасала раненых Александра Осипова. Победные залпы салюта она встретила в Кенигсберге.
Свыше 70 раненых вынесла с поля боя медицинская сестра Наталья Деракова. Посмертно она была награждена орденами Красного Знамени и Красной Звезды.
С первого до последнего дня прошла войну и военфельдшер Нина Зотова. С поля боя она вынесла 500 раненых.
От Сталинграда до Братиславы прошла по дорогам сражений медицинская сестра Клавдия Артемьева.
За операционным столом от осколка взорвавшегося снаряда погиб талантливый хирург Б.И. Бакланов.
Врач медсанбата 312-й стрелковой дивизии Михаил Лихентул, встретивший врага на Малоярославецком боевом участке вместе с подольскими курсантами, за одну неделю сделал столько операций, сколько ему не приходилось делать в алмаатинской клинике за целый год.
Разное случалось в постоянно меняющейся обстановке.
В начале января 1942 года под Малоярославцем солдат подобрал двухлетнюю девочку. Он случайно услышал детский плач в разбитом доме. Мать ее была убита, а девочка получила ранение в ноги. Был сильный мороз, и она наверняка бы погибла, не найди ее наш солдат. Он закутал ребенка в свой полушубок и почти десять километров нес до медсанбата. Врач Баранова обработала раны. Девочке дали фамилию Январская.
Многие бойцы и командиры обязаны своей жизнью хирургам А. Майорову, Ф. Федорову, А. Козловскому; военфельдшерам А. Клименко, Т. Андреевой; медсестрам А. Сорокиной, С. Крючковой, Л. Юшко, Р. Басс, В. Квитковской.
Человеком большой души был комиссар медсанбата 312-й стрелковой дивизий Д.Б. Розенберг. Вместе с другими он всегда отходил последним, пока не убеждался, что все раненые эвакуированы.
В трудные минуты бойцы всегда приходили на помощь медсанбату. Однажды, когда шла операция, прорвались гитлеровцы. Медсанбат отошел, но хирург Федоров не мог прервать операцию, так как это грозило смертью раненого. Бойцы залегли недалеко от операционной и отражали натиск противника.
Ожесточенность осенних боев чувствовалась и в 82-м медсанбате, разместившемся в Крестах. Он не успел еще полностью развернуться, как пришлось принимать многочисленных раненых из 93-й стрелковой дивизии генерала К.М. Эрастова. Через несколько часов в Крестах упал первый вражеский снаряд. Была разбита кухня, погибла комсорг Анна Казанцева.
Сотни бойцов 93-й стрелковой дивизии были обязаны жизнью хирургу Андрею Петровичу Яковлеву.
Однажды в операционную внесли бойца. Он лежал на левом боку, из правого торчал стабилизатор мины. Не показывая волнения, хирург твердо произнес:
– Сапера, быстро!
В следующую минуту Яковлев уже разрезал на раненом одежду. Постепенно корпус мины освобождался. Наконец мина качнулась. Андрей Петрович подхватил ее и передал сержанту-саперу.
Хирург А.П. Яковлев сделал на фронте более 16 тысяч операций, значительная часть которых проходила при участии старшей операционной сестры Зои Занозной.
Гиппократы в военных шинелях… Без их участия не обходится ни одно сражение, потому что войны не проходят без крови и страданий. Необходимо иметь особый склад характера, любовь к людям, чтобы в пламени войны не терять себя и помнить о своем Отечестве, находящемся в опасности.
Газета «Местные вести» №50 от 6 декабря 2019
Дмитрий Панков, доктор исторических наук,
почетный гражданин города Подольска