18 сентября исполнился 101 год со дня со дня рождения легендарного летчика, Героя Советского Союза Виктора Талалихина, совершившего первый ночной таран во время Великой Отечественной войны. Пилот получил приказ вылететь на перехват немецких бомбардировщиков и на высоте 4500 метров сел на хвост «Хейнкеля-111».

Бесстрашный «Малыш»

МЕДИАЦЕНТР — 20 сентября, ПОДОЛЬСК — Виктор Васильевич Талалихин родился в селе Тепловка Саратовской губернии 18 сентября 1918 года. Закончив 7 классов школы, он отучился в заводском училище, а затем устроился работать на мясокомбинат. В семье Талилихиных было еще двое сыновей, оба старше Виктора, оба служили в авиации. Это во многом предопределило будущее Виктора – он всегда мечтал стать летчиком.

В Пролетарском аэроклубе Москвы, где он делал первые шаги в небо, будущего Героя Советского Союза собирались признать негодным к летному делу. Виктор был маленького роста – всего 155 сантиметров, еле-еле доставал до педалей самолета, а при посадке не видел землю. Его по жизни сопровождало прозвище «Малыш».

К тому же, нередко хулиганил. Однажды, пролетая над полем, спикировал так, что до смерти напугал колхозниц. Выронил тогда случайно кожаную перчатку. По ней разъяренные женщины и опознали воздушного хулигана. Шума было много…

Боевое крещение

В 1938 году Талалихин уходит в армию и параллельно учится в Борисоглебской военной школе пилотов. Боевое крещение летчик получил во время финской кампании. Зимой 1940 года вместе с эскадрильей он был переброшен на Ребольское направление – на Карельский перешеек – и оказался в составе 80-го смешанного авиационного полка. За время войны он совершил 47 боевых вылетов и сбил 4 вражеских самолета.

В.В. Талалихин дает задание летчику В.А. Самодурову

К началу Великой Отечественной войны Виктор Талалихин становится командиром авиазвена (а впоследствии и заместителем командира эскадрильи) 177 истребительного авиационного полка, которому была поставлена задача оборонять Москву с юго-запада. Первый бой полк принял уже 25 июля, и с каждым днем вылетов становилось все больше, а вражеский натиск становился сильнее.

Страшное лето 1941-го

Бой, прославивший имя Виктора Талалихина, произошел в ночь на 7 августа 1941 года. Пилот получил приказ вылететь на перехват немецких бомбардировщиков и на высоте 4500 метров сел на хвост «Хейнкеля-111». Оба летчика были асами: совершая сложные маневры, никто из них не мог подбить противника, и поединок продолжался уже много долгих минут.

Виктору все же удалось поджечь один из двигателей бомбардировщика, но, заходя в очередную атаку, пилот внезапно обнаружил, что боеприпасы кончились – бить по врагу больше нечем! И тогда Виктор принимает крайне смелое решение – протаранить «Хейнкель». Он понимал, что идет на верную смерть, но успокаивал себя тем, что фашистов погибнет вчетверо больше. На огромной скорости маленький самолет Виктора врезался в хвост бомбардировщика, от сильного удара его отбросило в сторону, закрутило, и всю машину охватило пламя. Но в тот момент произошло настоящее чудо: из последних сил Виктор успел катапультироваться, открыть парашют и благополучно приземлиться – по одной из версий, прямо в Северку. К нему на помощь уже бежали местные жители, все это время с земли наблюдавшие разыгравшуюся в небе драму.

Ночной таран Виктора Талалихина на фоне тяжелых боев на фронте стал тем подвигом, который вдохновлял тех, кто уже было пал духом. На следующий день рассказ летчика о таране был опубликован в газете «Известия» и прозвучал по радио.
Один из миллионов

Пока заживали раны, полученные в ночной схватке с немецким бомбардировщиком, летчик-герой занимался агитацией – выступал на митингах, встречался с молодежью и рабочими.

Виктор Талалихин и Любовь Орлова

8 августа 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Виктору Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза. В тот же день его пригласили для участия в съемках «Боевого киносборника № 4», где молодой парень с правой рукой на перевязи стал партнером самой Любови Орловой.

27 октября 1941 года командир эскадрильи Талалихин во главе шестерки истребителей вылетел с военного аэродрома под Подольском для поддержки наземных войск, ведших тяжелые бои в районе деревни Каменки. Здесь советские самолеты были атакованы шестью немецкими истребителями Ме-109. Разгорелся ожесточенный бой, в ходе которого Талалихин сбил один вражеский самолет, затем подбил еще один. В этот момент истребитель лейтенанта атаковали сразу три самолета гитлеровцев. Одна из очередей прошила кабину и попала в голову Виктору.

Виктора Талалихина торжественно похоронили на Новодевичьем кладбище, а после войны навечно зачислили в состав 1-й эскадрильи 177 авиационного полка.

Боевые товарищи тяжело переживали смерть своего командира. «Бить врага, как бил его Виктор Талалихин!» – эти слова стали девизом для всех летчиков.

Истребитель опознали по номерам

В 2014 году специальная поисковая группа обследовала подмосковные леса, где обнаружила обломки истребителя И-16, на котором Виктор Талалихин совершил первый ночной таран. На этом месте установлен памятный знак.

Замкомандира поискового отряда «Надежда» Сергей Катков рассказал, как удалось найти истребитель:

– В наш отряд поступила информация от домодедовского краеведа Низамутдинова: где-то в окрестных лесах лежат обломки военного самолета. Вскоре тот же Низамутдинов сообщил, что с помощью лесничего нашел в лесу Мансурово ржавую табличку, прибитую к дереву. И под слоем ржавчины прочитал слова: табличку прибила какая-то пионерка в 1971 году. И там же слово – «Талалихин». А фамилию пионерки время не пощадило…

Мы решили разобраться, на каком именно самолете совершил таран Талалихин. В Центральном архиве Минобороны нам показали документы с номерами двигателя и других частей самолета. Мы перешли к раскопкам. И когда отрыли двигатель, проверили его номер. Он совпал с тем, что значился в архиве.

Газета «Местные вести» №39 от 20 сентября 2019
Инна Александрова
Фото РИА