Наталья Сочнева вот уже 40 лет работает учителем истории. Из них 35 лет педагогической деятельности она посвятила школьникам Климовской гимназии имени Подольских курсантов. Наталья Александровна рассказывает, что высокое чувство ответственности перед коллегами никогда ее не покидает, поэтому она волновалась, чтобы не подвести образовательное учреждение, которое выдвинуло ее кандидатуру на конкурс.
Закономерность и случайность
МЕДИАЦЕНТР — 4 октября, ПОДОЛЬСК — Наталья Александровна призналась, что раньше воспринимала школу исключительно как один из промежутков биографии. Отработав два года на Климовском штамповочном заводе, она по настоянию мамы пошла учиться в педагогический институт и ни разу в жизни об этом не пожалела. Уже на втором курсе обучения она поняла, что будет именно в этой профессии.
– Я закончила институт в 1978 году и с тех пор работала учителем. Очень благодарна первым ученикам, благодаря которым и осталась в профессии. По распределению меня направили на практику в село Середа Московской области, где дали вести три выпускных 10-х класса – это были совсем взрослые уже люди. Они так внимательно относились ко мне и к предмету, что я поняла – хочу работать учителем.
Вчерашние школьники – будущее страны
Наталья Александровна уверена, что история – это очень интересный предмет для изучения, тем более, что в любой теме можно найти нечто такое, что увлечет детей, а военно-патриотическое воспитание – основное условие для единого и сильного государства, способствующее духовному единению юных жителей. Ведь именно подрастающая молодежь – вчерашние школьники – будут строить будущее страны, а для того, чтобы строить, сначала нужно научиться созидать.
– Иногда на уроках дети озвучивают, будто им кажется, что где-то в других странах жить лучше. Обычно это говорят те, которые хотят побольше прав и поменьше обязанностей. Совсем недавно с учащимися 9-х классов мы проходили тему Отечественной войны 1812 года, которая закончилась почти полным уничтожением наполеоновской армии и освобождением территории России. Дети сидели и слушали меня с большим вниманием, потому что я говорила не только об отдаленных населенных пунктах и канувших в лету исторических личностях, но проводила аналогии и много говорила о Подольске и подольском районе. Для детей это было своеобразным открытием. В частности, когда я напомнила им о скульптурной композиции – фонтане, посвященном героям романа «Война и мир» на бульваре Льва Толстова по улице Кирова. Кто они – Наташа Ростова и князь Болконский? А о чем повествует это великое произведение?
Кстати, Наполеон огорчался, что русские «неправильно» воюют, используя методы партизанской войны. Что интересно, это придумали сами французы во время 100-летней войны. Уже этот исторический факт демонстрирует, что люди, к сожалению, плохо знают зачастую даже собственную историю.
Обращение к собственным корням
– Когда мы говорим про абстрактные вещи – это вызывает определенную реакцию, но, когда мы затрагиваем конкретное и личное, присоединяем жизнь и семью, дети всегда живо откликаются, – продолжает Наталья Сочнева. – Я предлагаю ребятам вместе со мной подумать над историей их семьи. И тогда становится очевидно, что их история неразрывно связана с историей страны. И абсолютно все то, что окружает нас сейчас, сделали и создали предки. Я обращаюсь к их опыту – предлагаю представить, что в городе стояли бы памятники в честь их реальных родственников, которые отдали свою жизнь за свободу страны – как бы тогда они воспринимали эти монументы? На фасаде нашей гимназии ребята под руководством заместителя директора Павла Красновида сделали огромные 6-метровые двусторонние баннеры с фотографиями родственников наших учеников и учителей, которые воевали во время Великой Отечественной войны. И я считаю, что это замечательно.
По ее мнению, социальные сети, многочисленные мобильные приложения и различные спорные сайты в Интернете не всегда направлены на развитие познавательных способностей у детей.
– Конечно, современные технологии и средства коммуникации нужно использовать в целях повышения интеллектуального уровня учащихся. Тем более, что для юного поколения это намного более естественная «среда обитания», чем для нас – учителей старшего поколения, но мы, впрочем, тоже не отстаем. И находимся в курсе всех актуальных возможностей и цифровых инструментов для полноценного образовательного процесса, но во время уроков телефоны у нас все равно находятся под запретом, потому что отвлекают от учебного процесса.
Газета «Местные вести» № 38 от 2 октября 2020
Виктория Васина