В последнее время в стране участились случаи наезда водителей электросамокатов на пешеходов. Каждый из нас наверняка много раз видел, как быстро и с ветерком летают по подольским тротуарам на самокатах курьеры, разносчики пиццы и другие любители быстрой доставки, скоростной езды и острых ощущений.

Последней каплей, переполнившей чашу общественного терпения, стало убийство по неосторожности 80-летней пенсионерки в Санкт-Петербурге разносчиком пиццы. После чего дискуссия о том, как обуздать общественно опасных самокатчиков, вспыхнула в обществе с новой силой. Свою точку зрения на эту проблему редакции «МВ» высказал подольчанин, работник ГИБДД с 25-летним стажем, майор полиции Вячеслав Терехов.

Ограничить скорость?

– Какие есть предложения по решению проблемы самокатов¸ Вячеслав Григорьевич?

– Дискуссий и предложений у самых разных экспертов было более чем достаточно. Некоторые, например, просили ограничить скорость езды в черте города до 30 километров в час. Работники ГИБДД тут же воспротивились. Оно и понятно – в городе может встать все движение. Но при скорости электросамоката даже в 50 километров в час человека уже вполне реально убить. Ведь что такое 50 километров? Один едет со скоростью 30 километров в час, а навстречу ему другой – со скоростью 20 километров. Вот тебе и суммарная «смертельная» скорость в 50 километров в час. Так что даже если ограничить скорость до 30 километров – ситуация с электросамокатами по-прежнему остается опасной.

– И что же делать?

– Если на транспортном средстве – велосипеде, доске на колесах, самокате – нет двигателя, то такого водителя надо отнести к пешеходам. И они, соответственно, имеют право кататься по пешеходным или специально отведенным дорожкам. Если же на твоем транспортном средстве двигатель присутствует (независимо от мощности и его природы – электрический или бензиновый), милости просим – езжайте на дорогу общего пользования. И ездить на ней придется по общепринятым правилам дорожного движения. А там специально для велосипедистов черным по белому написано – ездить только по правой полосе в одном метре от бордюра или по обочине дороги. И соответственно соблюдать все повороты, сигналы светофоры, дорожную разметку и все остальное. Правила давно уже написаны для велосипедов, пешеходов и даже гужевого транспорта. На велосипедисте должна быть светоотражающая разметка. Повороты направо-налево он должен показывать руками (если у тебя фар нет), и так далее. А по пешеходным дорожкам можно в порядке исключения ездить инвалидным коляскам с электрическим двигателем (потому что инвалиды в колясках двигаются практически со скоростью пешехода), а также малолетним детям, которые катаются на своих электрических игрушках (скорость у них – от пяти до десяти километров в час).

Наказывать?..

– А как наказывать за нарушение правил тем же ребенком на своем самокатном гаджете?

– Если ребенок выехал на проезжую часть в поток машин на большой скорости, и работник ГИББДД зафиксировал его на видеорегистраторе, гаджет можно смело конфисковать. А родителям выписывать штраф за оставление ребенка в опасности. И тогда папа с мамой хорошо подумают, стоит ли со следующей получки покупать ребенку еще одно такое средство передвижения?

– А если поразмышлять – какие меры улучшения ситуации возможно предпринять?

– Надо подумать о каком-то элементарном «дорожном ликбезе» для подростков. Было бы здорово, если бы наши школьники в 13-14 лет проходили какие-то курсы и сдавали элементарный зачет по правилам езды по дорогам общего пользования. Школьник должен знать, как вести себя на проезжей части: как работает светофор, какой знак и о чем говорит дорожная разметка. Дети должны знать азы правил движения на дороге. Может, стоит внести этот предмет в цикл лекций, семинаров и практических занятий в предмет ОБЖ?

Газета «Местные вести» № 23 от 25 июня 2021
Игорь Моисеев