В воскресенье наша страна отметит профессиональный праздник военных моряков.
МЕДИАЦЕНТР — 28 июля, ПОДОЛЬСК — В этот день на улицах, площадях, бульварах и в парках Большого Подольска можно будет увидеть немало молодых и не очень мужчин во флотских тельняшках и бескозырках, красивых флотских тужурках при орденах и медалях, в белых «мичманках» – они служили несколько лет или десятилетий в российском Военно-Морском Флоте.
Такой статистики, наверное, нет даже в Подольском военном комиссариате, но с уверенностью можно сказать, что тысячи молодых подольчан с честью выполнили воинский долг перед Отечеством в рядах Военно-Морского Флота Советского Союза и Российской Федерации. Многие наши земляки флотской службе посвятили большую, и, как они наверняка считают, лучшую часть своей жизни. Они оставили свой след в морях и океанах, на которых в 21-м веке гордо реет Андреевский флаг. Сегодня мы рассказываем о некоторых из них.
На флот – по комсомольской путевке
В Подольске есть улица Пантелеева. А в 30-х годах прошлого века эту фамилию знали практически все молодым подольчане. Братья Алексей и Лев Пантелеевы были известными в городе спортсменами и комсомольскими активистами. В 1930 году братья по комсомольским путевкам были направлены в Ленинградское военно-морское училище имени М.В. Фрунзе, учились они на командиров-минеров.
Алексей после его окончания стал подводником на Балтийском флоте, с 1933 по 1937 годы он проходил службу на подлодках типа «Сталинец», «Треска», «Звезда», занимал должности командира минной группы, командира БЧ-3, помощника командира подводной лодки.

В декабре 1936 года ему вручили орден Ленина. На лодке в походе произошел взрыв, и начался пожар. Был ранен командир, и тогда Алексей взял командование на себя, локализовал пожар и всплыл, дал радио на базу и вызвал буксир, который привел ее в Кронштадт.
Брат Лев, окончив минное отделение училища, был направлен на Дальний Восток для прохождения службы в создаваемые в то время военно-морские силы, переименованные впоследствии в Тихоокеанский флот.

Службу начал командиром торпедного катера, охранял дальневосточные морские рубежи Отечества. К началу военных действий против Японии в 1945 году он уже был начальником штаба 1-й бригады торпедных катеров. Капитан 3 ранга Лев Пантелеев по заданию командования флота принимал активное участие в операциях по высадке десанта в порты Северной Кореи Расин (Начжин), Сейсин (Чхонджин) и Гензан (Вонсан), превращенные японцами в военно-морские базы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 года за подвиг, совершенный при выполнении задания командования, ему присвоили высокое звание Героя Советского Союза. Капраз Патнелеев был начальником штаба камчатской флотилии, после академии – адмиралом и начальником штаба Северного флота.
Закончил службу в должности помощника начальника Главного штаба ВМФ СССР. В родной город приезжал на встречи с ветеранами.

Капитаны, сохранившие страну и мир
В Подольске сегодня хорошо знают военных моряков послевоенных поколений, таких как капитаны 1 ранга Игорь Шматов и Андрей Хайдуков. Их всех с полным основанием можно отнести к той небольшой когорте флотских командиров, на плечах которых лежала огромная ответственность за судьбы страны и мира на нашей планете. Они командовали ракетными подводными крейсерами стратегического назначения (РПКСН) и служили в знаменитой 25-й дивизии атомных подводных лодок Тихоокеанского флота на Камчатке, корабли и моряков которых с полным основанием опасались и уважали наши «заклятые друзья» – командиры ВМС США.
…Подольчанин Игорь Шматов в военкомате был приписан к танковым войскам. А попал служить на флот. И ни разу не пожалел об этом. После окончания военно-морского училища получил назначение на Камчатку.
Служить начинал на атомоходах первого поколения проекта 667АУ, затем перешел на крейсеры стратегического назначения. Сначала был помощником, а позже и сам стал командиром К-180 (проект 667БДР), оснащенной 16-ю двухступенчатыми жидкостными баллистическими ракетами Р-29Р, дальность полетов которых достигала 9000 километров. Затем был назначен командиром К-223.
Это был «стратег» с именем: построенный в Северодвинске, корабль был «отработан» сначала в составе Северного флота: здесь экипаж первым на флоте выполнил задачи боевого дежурства, а затем первым совершил межфлотский переход подо льдами Северного Ледовитого океана, за что первый командир подлодки капитан 1 ранга Д.Н. Новиков был удостоен звания Героя Советского Союза. Подводный крейсер занимал лидирующие места в боевой и политической подготовке соединения. В 1983-м и в последующие годы выполнил несколько «автономок» и зачетную стрельбу ракетой Р-29РЛ, задачи боевого дежурства в базе и боевой службе. В 1998 году капитан 1 ранга Шматов проявил инициативу. Не сразу поддержанную командованием дивизии: сделать корабль именным и имя ему дать родного города – «Подольск». Пришлось пройти немало инстанций, но он добился приема у главкома ВМФ адмирала Феликса Громова, который поддержал инициативу командира и даже поблагодарил его. Так в 1998 году РПКСН К-223 стал «Подольском». Несли службу на нем и подольчане: при Игоре Ивановиче служили шестеро наших земляков, служили хорошо.
Капитан 1 ранга Шматов на атомных подлодках на Камчатке прослужил более 20 лет. Имеет много наград. В 2000 году уволился в запас по состоянию здоровья и вернулся в родной Подольск.
Решил «бросить якорь» в нашем городе и еще один командир «Подольска» – капитан 1 ранга Андрей Хайдуков. Под его командованием экипаж подводного крейсера выполнил ракетную стрельбу на отлично и завоевал приз Главкома ВМФ России, успешно выполнял задачи боевого дежурства в базе. Высокую оценку работе командира и экипажа «Подольска» в море в 2003 году дал начальник генерального штаба генерал армии А.В Квашнин, проверявший боеготовность и способность решать задачи по прямому назначению 25-й дивизии.
За более чем 30-летнюю службу в составе советского и российского Военно-Морского флота немало офицеров, мичманов и матросов РПКСН «Подольск» были удостоены правительственных и ведомственных наград. Только в 1980-2013 годах за высокие показатели в боевой подготовке, личную примерность в выполнении воинского долга, мужество и героизм 55 человек первого экипажа К-223 «Подольск» были награждены государственными наградами. В эти же годы первый экипаж К-223 с высокими показателями выполнил 9 боевых дежурств и 12 боевых служб. Всего их было гораздо больше.
Предприятия Подольска работают для флота
Необходимо сказать добрые слова и в адрес коллективов подольских предприятий, работавших и работающих сегодня на техническую и боевую готовность нашего Военно-Морского Флота.
Так, завод «ЗиО-Подольск» в начале 50-х годов участвовал в изготовлении оборудования для первой в мире АЭС в Обнинске, на базе которой с 1956 года работает Учебный центр ВМФ, который стал первым подобным учебным центром в нашей стране, где готовились и готовятся к эксплуатации лодочных реакторов специалисты БЧ-5 экипажей более сотни атомных подводных лодок различных проектов.
Есть вклад в дело боевой готовности и коллектива ЦНИИТОЧМАШ: здесь сконструировали и производят подводное стрелковое оружие для спецподразделений Военно-Морского Флота России – 5,66-мм автомат АПС под патрон МПС и 4,5-мм пистолет СПП-1М под патрон СПС.

В феврале 2019 года на предприятии введена в эксплуатацию линия автоматической сборки патронов для подводного оружия. Новая производственная линия стала результатом модернизации производственных мощностей и позволит производить более 10 тысяч патронов в сутки. Они обладают высокой кучностью на глубине до 5 метров, а также позволяют вести прицельный огонь на глубине до 20 метров из пистолета и до 40 метров из автомата.
Василий Михайлов, МАУ “Медиацентр”
Фото из открытых источников и из семейных архивов И. Шматова и А. Хайдукова