Стоимость работ на третьем этапе модернизации БАМа и Транссиба – Якутском кластере – составит от 350 млрд до 700 млрд рублей, сообщил журналистам заместитель генерального директора РЖД Андрей Макаров.
По его словам, из-за дефицита финансирования долгосрочной программы развития РЖД возможности до 2025 года профинансировать проект собственными средствами нет. При этом обсуждается вариант финансирования строительства за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) – в таком случае большая часть работ может быть выполнена уже к 2025-2026 году.
“Что касается Якутского кластера, – это третий этап (модернизации БАМа и Транссиба – прим. ТАСС). По сути, для этого потребуются сплошные вторые пути от Тынды до Ванино, желательно с электрификацией, что позволит проводить поезда большего веса. Стоимостные параметры достаточно серьезные: по предварительным оценкам, без электрификации, работы могут обойтись в 350 млрд рублей, с электрификацией – 700 млрд рублей”, – отметил Макаров.
“Инвестпрограмма РЖД уже сегодня дефицитная, разрыв по 2024-2025 году между ДПР и прогнозными доходами составляет порядка 800 млрд рублей. Можно начинать основные проработки уже сейчас, и тогда на горизонте 2025-2026 года могли бы прогнозировать выполнение части этих работ”, – добавил он.
Работы в Якутском кластере необходимы из-за роста спроса на перевозку грузов, пояснил Макаров.
“В соответствии с планами по вывозу угля по итогам реализации первого и второго этапов у нас, естественно, были определенные работы в Якутии, но в гораздо меньших объемах… Совокупное увеличение планируемых к вывозу грузов, относительно параметров второго этапа, – 36 млн тонн к 2024 году”, – отметил замгендиректора РЖД.
Модернизация БАМа и Транссиба – один из крупнейших инфраструктурных проектов в РФ. Первый этап проекта предусматривает увеличение в 2021 году провозной способности БАМа и Транссиба в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока до 144 млн тонн. Реализация второго этапа развития Восточного полигона позволит увеличить пропускную способность магистралей до 180 млн тонн в год до 2024 года.
Как следует из презентации РЖД, в Дальневосточном федеральном округе есть семь основных месторождений угля. На них работают компании “Колмар”, “Мечел”, СУЭК, “Эльга уголь”, “Огоджинская угольная компания”. Всего в 2020 году компании транспортировали 45,7 млн тонн.
Контракт с Минобороны
Макаров сообщил, что РЖД планируют заключить контракт с Минобороны на привлечение железнодорожных войск к строительству на Восточном полигоне. Стоимость контракта составит около 2,5-3 млрд рублей, или 5% от общего объема финансирования всех работ.
“Мы выделили им участок Улак – Февральск протяженностью 330 км, на котором расположены 19 объектов – разъездов, двухпутных вставок. В качестве одного из подрядчиков “РЖДстроя” работы будут выполнять служащие железнодорожных войск, – сказал Макаров. – Стоимость работ, которые железнодорожные войска будут выполнять, составит порядка 2,5-3 млрд рублей. Это около 5% от общей стоимости работ”.
Он отметил, что договор заключается с Министерством обороны, а финансирование в итоге поступает в бюджет РФ. “Договор мы заключаем с Министерством обороны, а платежи за выполненные работы идут на их счет в казначейство. Они – один из подрядчиков, который работает в соответствии со сметой – оплата производится в соответствии с проектной документацией. Железнодорожные войска получают такие же деньги, по смете, как и другие подрядчики. Эта схема у нас уже отработана”, – пояснил Макаров.
По его словам, привлечение военных к стройке на Восточном полигоне помогает РЖД решить кадровый дефицит и дефицит подрядных организаций. На данный момент РЖД привлекают подрядчиков на Восточный полигон из европейской части России.
Он также отметил, что работы распланированы до 2023 года, но в перспективе возможно продолжение сотрудничества вплоть до 2030 года. Ранее гендиректор РЖД Олег Белозеров сообщал, что военные строители могут принять участие в модернизации Байкало-Амурской магистрали, стороны вели переговоры.
Средства ФНБ
РЖД назвали проекты, на которые компании могут понадобиться средства из Фонда национального благосостояния: якутский участок Байкало-Амурской магистрали и центральный транспортный узел, заявил Макаров. По его словам, стоимость строительства “якутского участка” БАМа составляет 350 млрд рублей. “Будем заявляться (на средства ФНБ), отталкиваясь от максимума, который возможен”, – сказал Макаров.
“Второй объект, который мы предлагаем (для финансирования из ФНБ), – “центральный транспортный узел”, – добавил он. По его словам, в рамках программы до 2024 года есть дефицит федерального финансирования в 105 млрд рублей. “Чтобы не сворачивать темп работ в Москве, могут быть рассмотрены средства ФНБ “, – пояснил он.